Тренажеры горнодобывающей техники Автотренажеры Forward

БелАЗ-75710 — технические характеристики самого большого карьерного самосвала в мире

Когда в мире, будь то карьерные раскопки в США или прогрессивные работы на шахтах Австралии, звучит имя этого монстра, – БелАЗ 75710, сразу становится интересно. А кому-то, быть может, и страшно. Этот гигантский самосвал представляет собой машину, равных которой нет в мире. Конечно существуют проекты, концепты, способные поднимать 500-700 тонн. Однако, БелАЗ – серийная модель грузовиков, это не проект, не выставочный образец, не рекламный ход.

  1. Конструкция самосвала
  2. Рама
  3. Силовая установка и трансмиссия
  4. Ходовая часть и тормозная система
  5. Колеса
  6. Кабина и безопасность
  7. Технические характеристики
  8. Особенности эксплуатации самого большого БелАЗа
  9. Как ремонтируют гигант?
  10. Заключение

Конструкция самосвала

Горнодобывающая промышленность – серьезная отрасль и, неудивительно, что производители тяжелейших машин с мировым именем, подходили со всей ответственностью к вопросу создания грузовиков.

Несмотря на устоявшуюся в мире традицию – изготавливать рамы самосвалов «лестничного» типа, — несущая конструкция БелАЗа 75710 не имеет с ней ничего общего. И даже учитывая, что карьерные самосвалы в принципе устроены совсем не так как обыкновенные серийные грузовики, белорусский гигант был изготовлен совсем иначе.

Рама исполинской машины содержит две мощнейшие шарнирные установки, на которых вращаются огромные управляемые мосты. Каждый из шарниров содержит в составе специальные, созданные для БелАЗа, подшипники, диаметр которых составляет 2,75 м! Рама изготавливалась не по «самосвальным» принципам, скорее применялись массивные судостроительные технологии – кессонное сечение.

Подбирая материалы, разработчики пришли к решению использовать сталь «Уэлдокс-800». Такой прочный материал не под силу обычным станкам, поэтому заготовки под самосвал заказывали на специализированной фабрике, в Швеции. На заводе компоненты сваривались между собой, растачивались посадочные места под подшипники, нарезались отверстия под крепежи.

Силовая установка и трансмиссия

Чтобы гигантский самосвал не только сдвинулся с места, но и продуктивно маневрировал по карьерным просторам, силовая установка самосвала должна быть действительно мощнейшей. Так и есть: на борту работает четыре электрических двигателя Siemens. В моторный отсек гиганта без проблем смогла бы поместиться целиком среднестатистическая трехкомнатная квартира. Размеры компонентов самосвала просто потрясающие, как их вес и мощность.

Чтобы привести в движение две пары электромоторов, в грузовике имеются два дизельных генератора. Минимально заявленная мощность каждой установки, дизеля, составляет 2,3 тысячи лошадиных сил.

Вес каждого мотора составляет 60 тонн, объем камеры сгорания – 65 л. Двигатель включает 16 цилиндров, каждый из которых связан с электрическим генератором. В связи с тем, что к каждому колесу подводится электричество индивидуально, конструкторам БелАЗа удалось существенно снизить расход топлива.

Ходовая часть и тормозная система

Ходовая система самого большого самосвала базируется на пневмогидравлических компонентах, система амортизации которых полностью гидравлическая.

Рассмотрим рулевое управление, маневрирования кузова карьерного грузовика. Здесь возникают любопытные вопросы, которые задаст даже тот, кто достаточно хорошо знаком с техникой. А дело вот в чем: передний, задний мосты самосвала абсолютно идентичны, нет ни шаровых опор, ни больших ШРУСов. Как же он тогда поворачивает?

Рулевая тяга большого механизма установлена не в мостах, а цилиндрах, которые поворачивают огромные части кузова друг относительно друга. Гидрообъемное управление при этом подключено к обычной рулевой колонке, завершается самой стандартной «баранкой» в кабине машиниста-водителя.

Белорусские инженеры создают совершенную, ранее не существующую, рулевую конструкцию, которая позволит БелАЗам будущего поворачивать в двух точках – передней и задней. Это ускорит время поворота и обеспечит гибкий разворот по траекториям в два раза меньшего радиуса.

Одной из самых интересных инноваций является объединенная гидравлическая система. В агрегате имеется бак с гидравлической жидкостью, он снабжает буквально всё: гидроцилиндры, опрокидывающие кузов, цилиндры поворота и тормозные механизмы. Чтобы не возникало проблем с поставкой гидравлики во все узлы большой машины, на борту установлена специальная насосная станция Bosch.

Рулевая гидравлическая машина сконструирована по инновационным проектам. Сперва полный поворот машины осуществляется передним мостом, затем в движение приводится задний. Для каждого поворотного узла используется две пары цилиндров.

При таких размерах, таком нетривиальном принципе рулевого управления, машина не является неповоротливой «улиткой». Радиус полного разворота составляет всего 45 м, а поворот он способен выполнить по дуге радиусом 20 м. Это при длине всего самосвала – 20,6 м! Поразительно, но грузовик не только маневренный, но и достаточно динамичный. При выполнении работ в горной местности такие качества необходимы!

Колеса

К конструкции нового самосвала инженеры подошли с другой стороны – с колес. Основной задачей являлось создание таких покрышек, способных выдержать 800 тонн. На каждой оси установлено по 4 колеса, способных выдержать нагрузку весом 100 тонн. Таким образом, машина оборудована мостами, стоящими на восьми шинах, прочность и надежность которых доказана испытаниями в карьерах.

Диаметр каждой такой покрышки – 4 метра, вес – 5 тонн, а цена — 5 тысяч долларов. Однако, БелАЗ – это не прицеп, а полноценный грузовик, поэтому колеса и покрышки – лишь надежная опора того, что спрятано под слоем металла. Силовые агрегаты, рама, трансмиссия, топливная система – все эти тонкости изготовлены особым образом, технические характеристики буквально будоражат воображение.

Уникальные шины, размерами 59/80R63 позволили БелАЗу стать самым грузоподъемным самосвалом современности.

Кабина и безопасность

То, насколько сильно смещается центр тяжести установки при разгрузке и загрузке БелАЗа, можно только вообразить. Динамические свойства машины серьезные, значит большой самосвал способен опрокинуться?

Автомобиль снабжается стабилизатором поперечной устойчивости, раньше таких нововведений никто не внедрял. Это делает БелАЗ-75710 самым безопасным карьерным грузовиком в мире. Также машина оснащается круговым видеообзором на 360 градусов, датчиками движения, радарами. Если человек будет приближаться к самосвалу, а машина в этот момент будет ехать на высокой скорости, то произойдет автоматическая остановка моторов.

Индикаторы электронных весов, климат контроль, хорошая аудиосистема и сенсорная панель управления – только начало. Инженеры и разработчики заявляют, что качество навесного оборудования будет еще выше, а работа в кабине станет комфортней.

Технические характеристики

Грузоподъемность – составляет 450 тонн. Максимальный показатель достиг 550 тонн, занесен в книгу рекордов Гиннеса. Из-за этого исполинская машина оказалась такой необходимой в горном бизнесе.

Разберемся с цифрами: сколько весит БелАЗ, какие его возможности, каков его расход топлива. Самый большой грузовик БелАЗ-75710 обладает такими техническими параметрами:

Характеристика Значение
Длина 20,6 м
Ширина 9,75 м
Высота 8,17 м
Радиус поворота 19,8 м
Масса 360 т
Грузоподъемность 450 т
Силовая установка Дизель-электрическая. Два дизельных мотора MTU Detroit Diesel 16V4000, объемом 65 л, мощностью 2330 л. с (1715 кВт) каждый. Тяговая установка Siemens MMT500 с двумя генераторами YJ177A мощностью 1704 кВт. Четыре мотор-колеса 1TB3026-0G-03 по 1630 л.с (1200 кВт).
Максимальный крутящий момент 9313 Нм
Трансмиссия Электромеханическая
Максимальная скорость 60 км/ч
Подвеска Гидропневматическая, зависимая для передних и задних колес.
Тормоза Сухие дисковые с автоматическим регулированием
зазора.
Колеса 44,00-63/50 на шинах 59/80R63
Расход топлива 1300 л/100км
Удельный расход топлива 198 г/кВт*ч
Объем бака 2×2800 л
Объем кузова 164,9 (268,3 с шапкой) м³

Стоимость этого гиганта составляет 10 миллионов долларов, что довольно немного. Во-первых, на рынке уже появляются частные суперкары, яхты, цены которых выше. Во-вторых, работы на карьерных предприятиях, добыча горных пород — настолько прибыльное дело, что 10 миллионов за самый лучший карьерный самосвал – капля в море.

Особенности эксплуатации самого большого БелАЗа

Сказать, что купить БелАЗ также легко, как грузовик Volvo, УРАЛ или Краз, не получится. Поскольку БелАЗ предназначен для очень узкопрофильных задач, контракт на покупку, поставку, производство большого самосвала – явление не частое и не поддающееся широкой огласке.

Клиент не сможет прийти в автосалон и приобрести там БелАЗ, человек не сможет купить гиганта и уехать на нем домой или на дачу. Во-первых, для него нужны специальные дороги, так называемые карьерные автомагистрали, ширина которых превышает 20 метров. Во-вторых, заказ БелАЗа производится заранее, самосвал поставляется в разобранном виде, собирается на месте.

Поскольку нет транспорта мощнее и тяжеловеснее этого, то только БелАЗ, как это не иронично, способен привезти БелАЗ.

Цена 450-тонного монстра составляет от 9 до 10 миллионов долларов США, поставка комплекта новых покрышек может обойтись в 1 000 000$. Дорого ли это? Зависит от поставленных перед предприятием задач. Законы рынка карьерного оборудования, обилие повторных контрактов и двойных, тройных закупок, может означать только одно – БелАЗ выгоден для крупных работ на карьерах и горных равнинах.

БелАЗ – самый большой самосвал. Для его обслуживания нужно приготовить неисчерпаемый запас горючего, масла, гидравлической жидкости (1300 литров на 100 километров – расход не шуточный!). Также необходимо правильно приготовить дороги, чтобы эффективно пользоваться этой машиной, ведь самосвал способен проходить до 60 километров за час и работать 10 часов в сутки. Следует помнить о ширине карьерных дорог, о радиусе разворота, уровне подготовки персонала и безопасных условиях работы.

Как ремонтируют гигант?

Ремонт БелАЗа производится только на заводе-производителе. Металл, из которого изготовлена машина, не поддается обработке на стандартных станках. Двигатели и гидропневматические установки должны ремонтироваться только в специализированных центрах Siemens и Bosch.

Ремонт исполинского карьерного грузовика выполняется производителем. Деталь, которая выходит из строя, предварительно демонтируется и доставляется на завод. После ремонта или замены обратно доставляется на карьер до места работ.

Заключение

Мировой финансовый кризис, разнообразие экономических моделей и запросы рынка вынуждают крупные заводы искать способ снижения стоимости продукции и средств, затраченных на производство.

Использование одного самого большого в мире БелАЗа, способного поднять почти 500 тонн, обойдется предприятию дешевле, чем эксплуатация двух самосвалов по 250 тонн.

Ресурс этого самосвала крайне высок, возможности – безграничны, цена – оптимальная. Поэтому белорусские инженеры сумели не только изготовить массивный карьерный самосвал, но и создать целесообразное экономическое решение. Машина позволяет горной промышленности не останавливаться на поставленных целях, расширять диапазон работ, снижать стоимость и делать доступными добываемые ресурсы.

И в США, и в Европе (например, словенский концепт 750-тонного самосвала ETF MT-240) активно работают над изготовлением грузовика мощнее, чем БелАЗ. Однако, на сегодня, результаты таковы: белорусский гигант – лидер карьерных перевозок.

Изготовить мощные моторы, установить на борт сильные гидропневматические установки – можно. Однако где найти такие колеса, которые смогут выдерживать столь сокрушительные массы породы. Изготовить покрышки также представляется возможным, однако сколько агрегаты будут весить, какой будет расход горючего такого монстра, сколько лошадиных сил потребуется, чтобы разогнать эту машину. Поэтому, есть смысл считать БелАЗ – самым разумным решением в проведении карьерных работ.

Карьерные «беспилотники»

Карьерный погрузчик загружает породу в самосвал 130-тонник. Вроде бы обычный пейзаж для промплощадки добывающего предприятия. Только вот кабины обеих единиц спецтехники пусты.

Операторов нет, а загрузка при этом идёт, да причём весьма спорно. Это не сюжет фантастического фильма — такую картину можно увидеть на одном из угольных разрезов Хакасии. В главных ролях — самосвал и погрузчик БЕЛАЗ.

Белорусский автогигант очень целеустремлённо и планомерно движется навстречу тренду роботизации.

Специалисты завода называют стартовым 2009 год, когда начались работы по созданию первого самосвала с дистанционным управлением. Это рождение беспилотных технологий.

В материале, опубликованном в №2, 2019(можно почитать тут), начальник отдела внедрения ООО «Снабремсервис» Игорь Важинский рассказывал о том, что в мире принято выделять четыре уровня автоматизации техники.

Первый — это то самое дистанционное управление: когда машина находится в прямой видимости оператора, однако пульт управления — за пределами кабины.

Второй уровень запускается тогда, когда в дело вступает телеметрия: оператор управляет машиной, не видя её, а ориентируясь на информацию с датчиков.

На третьем уровне один человек управляет уже несколькими машинами, внося, если нужно, корректировки в алгоритм их работы.

И, наконец, четвёртый уровень — это полная автоматизация, где в карьер выезжают «умные машины». Можно сказать, что примерно по этому пути и движется БЕЛАЗ.

Взгляд назад

Вернёмся на 11 лет назад. Как рассказал начальник отдела электронных систем управления НТЦ УГК ОАО «БЕЛАЗ» Евгений Гучек, именно в 2009 году завод совместно с АО «ВИСТ Групп» (сегодня входит в ГК «Цифра») начал разрабатывать самосвал с дистанционным управлением. Год спустя он уже появился на конференции «Перспективы развития карьерного транспорта».

Главная «фишка» — удалённое рабочее место оператора, копия того, что находится в кабине самосвала, — разве что более комфортное и безопасное.

То, что водитель обычно видит сквозь боковые и лобовое стёкла, в данном случае отражалось на трёх мониторах. Главной задачи — организации безопасного дистанционного управления — удалось достичь.

«Мы создали такое решение, чтобы самим увидеть, как работает беспилотный самосвал, а также понять, сможем ли мы реализовать такой проект. После успешных испытаний мы сделали следующий шаг — приступили к разработке автоматизированного самосвала», — отметил Евгений Гучек.

Следующая веха — 2015 год, когда разработчики создали прототип роботизированного карьерного самосвала на базе БЕЛАЗ-75131.

«Основной особенностью этой машины — по сравнению с самосвалом на дистанционном управлении — являлась возможность движения машины по заданной траектории без непосредственного участия водителя. Мы отрабатывали основные моменты рабочего цикла: подъезд-отъезд, загрузка-разгрузка, перемещение по дороге.

Всё это происходило под контролем автоматики и высокоточной системы спутниковой навигации», — объяснил специалист завода-производителя.

Ну а в 2018 году на базе той же машины разработчики создали самосвал нового поколения — БЕЛАЗ-7513R, где R обозначает «роботизированный». Сегодня завод выпустил два экземпляра такой техники, тестируют их на разрезе СУЭК в Республике Хакасия.

Новый самосвал

«Роботизированный самосвал получил целый ряд новых решений. В частности, мы разработали принципиально новую электрогидравлическую систему управления техникой.

Механические связи между задающими и управляющими элементами рулевого управления и тормозов заменили на электрические. Реализовали управление по проводам. Обеспечили взаимодействие всех систем карьерного самосвала с роботизированной системой, внедрили интеллектуальные элементы управления, контроля и диагностики, интегрировали все системы в единое информационное цифровое пространство и реализовали полное цифровое управление техникой», — рассказал Евгений Гучек.

Как объяснил эксперт, завод впервые использовал электрогидравлику при проектировании системы рулевого управления и тормозов на карьерном самосвале — опыт этот теперь называют успешным.

Кроме того, что это решение очень удачно вписалось в концепцию роботизации, а вместе с тем продемонстрировало себя как более точное и устойчивое к отказам.

Но самое главное нововведение — это, конечно же, «мозг, глаза и уши беспилотного самосвала», то есть сама роботизированная система.

Целый блок оборудования понадобился, чтобы заменить одного водителя.

Речь идёт о системах, которые отвечают за ориентацию самосвала в пространстве, обнаружение препятствий и движение машины в автономном режиме.

На самосвале появились несколько десятков датчиков, которые обеспечили работу системы сканирования.

Эксперт отметил, что несмотря на то что 130-тонный БЕЛАЗ, казалось бы, огромная машина, разработчикам пришлось постараться, чтобы уместить все эти элементы. Но место нашлось всем.

Для того чтобы обеспечить защиту элементов роботизированной системы от внешних воздействий, разработчики спроектировали оригинальные детали креплений.

И всё-таки страшно выпускать в карьер бездушную технику, работающую автономно.

Меры безопасности следующие. Во-первых, на полигоне, где идут тестовые испытания, работают только роботизированные машины.

На БЕЛАЗе видят перспективу совместного труда людей и роботов, однако не сейчас. В ближайшем будущем машины без водителя будут работать на своём участке карьера.

А во-вторых, предусмотрена цифровая индикация режимов работы машины. Мигающий синий сигнал говорит о том, что кабина пуста — запущен режим автономного или дистанционного управления; мигающий оранжевый или зелёный свидетельствует о режиме прямого управления; красный сигнал предупреждает об аварии.

Эксперимент

Достижения БЕЛАЗа в области автоматизации Евгений Гучек презентовал на конференции «Майнинг и Металлургия» в Новосибирске.

В качестве иллюстрации специалист продемонстрировал видеоролик, где зафиксирована работа погрузочно-доставочного комплекса.

Вместе с упомянутым самосвалом в процессе участвует погрузчик, также созданный в Жодино, который управляется в дистанционном режиме.

Вот операторы покидают кабины своих машин: водитель погрузчика отправляется на удалённое рабочее место, самосвал же будет функционировать в автономном режиме. Зажигается мигающий синий сигнал. Обе машины перемещаются к месту загрузки, после чего начинается сам процесс.

На экране своего удалённого рабочего места оператор погрузчика видит, как порода ссыпается в кузов самосвала, поэтому всё происходит с ювелирной точностью.

Самосвал с полным кузовом движется к месту разгрузки, причём едет он задом — используется так называемый челночный ход. Это человеку принципиально видеть дорогу впереди себя, для робота нет разницы, как ехать.

Разработчики также подчёркивают, что, исключая все традиционные для обычной техники маневры и развороты, удаётся существенно сократить время рабочего цикла.

Разгрузившись, самосвал возвращается в исходную точку. Всё получилось — эксперимент прошёл удачно.

Зачем нужны роботы?

Так зачем же нужны все эти сложности? Белазистов на рынке труда достаточно. И уж тем более зачем пересаживать оператора из кабины на удалённое рабочее место — какая в этом выгода?

«Расскажу о предпосылках создания роботизированной техники. Как известно, карьерные самосвалы эксплуатируют практически во всех климатических зонах при температуре от -50 до +50 °С.

Условия, в которых работают машины, очень тяжёлые, порой опасные. Всё это существенно усложняет участие в этом процессе человека, а также создаёт проблемы с привлечением квалифицированных кадров — сегодня, в частности, высоки требования к физическому здоровью водителей карьерных самосвалов.

Современные технологии позволяют решить задачу повышения безопасности и повышения производительности. И одним из путей как раз и является автоматизация погрузочно-доставочных работ, а ключевым звеном здесь становится карьерный самосвал», — отметил Евгений Гучек.

Что может дать добывающему предприятию роботизированный самосвал?

Первое — повышение безопасности. Отсутствие человека в опасной зоне — это гарантия нулевого травматизма. Никто не упадёт при сходе с борта самосвала, никто не нарушит дистанцию и скоростной режим, никто не станет жертвой аварии.

Второе — решение проблемы привлечения квалифицированных кадров. Особенно это актуально для удалённых регионов и для месторождений, чьё освоение только начинается.

Третье — повышение точности выполнения операций. Роботу чужды человеческие слабости: ему не нужен перерыв на обед, он не устаёт, одинаково эффективно работает в солнечную и дождливую погоду, днём и ночью. Есть и возможность оптимизации работ — за счёт того самого челночного хода, например.

Конечно, о конкретных цифрах говорить ещё рано — специалисты БЕЛАЗ обещали подготовить подобный отчёт, когда завершатся тестовые испытания. Что же касается необходимости корректировки инфраструктуры карьеров, вроде внедрения систем диспетчеризации и позиционирования, то здесь и по завершении теста нельзя будет вывести общую температуру по больнице: всё зависит от исходных характеристик самого карьера.

Если же говорить о работе персонала, то в планах разработчиков нет идеи заменить оператора в кабине оператором за широкоформатными мониторами — это слишком дорогое удовольствие.

Предполагается, что один удалённый диспетчер сможет контролировать работу сразу пяти машин — а возможно, и большего количества.

Много вопросов

Надо сказать, что ни одно из выступлений участников «Майнинг и Металлургия» не вызвало такой бурной дискуссии, как презентация беспилотного БЕЛАЗа. Понятно: дело для нас новое, неосвоенное.

Разработчикам необходимо учесть множество нюансов.

Например: какие технологии смогут обеспечить трансляцию всех данных в онлайн-режиме? Ведь, получается, информация должна транслироваться мгновенно, без задержек.

«Если мы говорим о дистанционном управлении, то действительно существуют жёсткие требования к каналам связи: задержка более 5–7 миллисекунд недопустима. Но если речь идёт о роботизированном самосвале, то требования к каналам связи резко падают. В данном случае машина следует по заданному маршруту, её нужно контролировать только в определённых зонах.

Если возникнет какая-то проблема, которую не сможет решить программное обеспечение на борту, самосвал остановится.

Реализуя проект в Хакасии, мы выяснили, что даже 5-секундная задержка — это не страшно. Здесь мы сейчас используем возможности АВВ Tropos и сети 400 МГц. Самый важный пункт — это остановка машины в случае непредвиденной ситуации. Это могут сделать сотрудники, находящиеся на испытательном полигоне, — аварийно или плавно.

И на решение этой задачи у нас работают все возможные каналы», — рассказал директор обособленного подразделения АО «ВИСТ Групп» Александр Бондаренко.

«В дополнение к этому работает автоматика. Если вдруг случится так, что связь пропадёт, самосвал также остановится, чтобы предотвратить опасные сближения.

В Хакасии срок реакции этой операции — 5 секунд.

Движение роботизированного карьерного самосвала к предполагаемому месту погрузки или разгрузки в автономном режиме обеспечивается высокоточной системой спутниковой навигации GPS/Глонасс», — дополнил Евгений Гучек.

А если автоматика откажет?

Важнейшие участки системы задублированы — уверенно отвечают разработчики. И опять же: если что-то пойдёт не так, машина остановится.

Ещё один момент. А если на улице дождь? Или скользкая дорога? Оператор сможет скорректировать скорость, может быть, стиль езды.

А как все эти тонкости отследит компьютер?

«На данный момент, поскольку эксплуатационные испытания у нас ещё не завершены, скорость самосвала установлена на уровне 20–25 км/ч. Это ограничение мы ввели намеренно для тестового периода. Но и сейчас, и при большей скорости мы сможем отслеживать состояние дороги. Ведь система состоит не только из решений, установленных на борту, есть и иная инфраструктура на карьере.

И информация постоянно актуализируется. Её анализирует и компьютер, и удалённый оператор, которые вносит необходимые коррективы в работу машины», — объяснил Евгений Гучек.

Присутствующий на конференции специалист «Шерловогорской металлургической компании» посоветовал всем собравшимся больше доверять технике и не бояться новых решений.

Он напомнил, что в своё время с такой же настороженностью относились к обычным автомобилям: называли их источником опасности, твердили о грядущей безработице. Но все нашли своё место. И с приходом роботизированной техники, надо полагать, повторится та же история.

Обращаясь к разработчикам, он предложил собрать отдельное мероприятие и подробно рассказать о действиях в случае форс-мажора.

Специалисты завода «БЕЛАЗ», в свою очередь, заверили, что все эти моменты уже предусмотрены, «но тема эта слишком объёмная, обсуждать её можно несколько дней».

К слову

Опытный образец роботизированного карьерного самосвала разработан на базе БЕЛАЗ-75131 грузоподъёмностью 130–136 метрических тонн, с электромеханической трансмиссией переменно-постоянного тока, двигателем производства фирмы Cummins KTA-50C.

Испытания роботизированных самосвалов БЕЛАЗ

Роботизированные самосвалы БЕЛАЗ грузоподъёмностью 130 тонн работают на угольном разрезе «Черногорский» ООО «СУЭК-Хакасия» в паре с экскаватором ЭКГ-8У.

Беспилотные автомобили двигаются по выделенному участку разреза протяжённостью 1350 метров и перевозят вскрышную породу.

Одной из самых сложных технологических частей проекта разработчики называют обеспечение работы сразу двух машин на участке. Чтобы два автомобиля могли разъехаться, специалисты создали алгоритмы, позволяющие выбрать оптимальную очередность движения самосвала.

Также на участке есть пересечение с технологической дорогой общего пользования, для переезда которой реализован алгоритм автоматизированного управления шлагбаумами и светофорами на перекрёстке.

ЭКСПЕРТ

«При внедрении роботизированных самосвалов важно учитывать технические и технологические аспекты организации горных работ с применением роботизированных карьерных самосвалов. С ними мы столкнулись, как только начали испытывать и внедрять роботизированные карьерные самосвалы в реальных условиях горного производства.

К таким техническим особенностям работы роботизированных самосвалов можно отнести:

  • разгрузку за бровку;
  • маневрирование и подъезд под погрузку при изменяющемся профиле технологической дороги;
  • движение на скользкой дороге;
  • адаптивную работу роботизированных самосвалов и техники, управляемой машинистами традиционно в одной зоне, например, на одном отвале или складе.

Смоделировать данные условия на полигоне завода практически невозможно, но совместно с заводом и компанией СУЭК мы отрабатываем все элементы технологического цикла грузоперевозок в условиях горных работ, что позволяет нам говорить о скором достижении режимов работы роботизированных самосвалов, превосходящих опытных водителей».

Высота и технические характеристики белорусского самосвала белаз: рассматриваем все нюансы

Масштабные работы по застройке или разработке карьеров не могут быть выполнены без специальной техники, обладающей большой грузоподъемностью, способной работать в сложных условиях. Детище Белорусского автомобильного завода подходит для этих целей как нельзя лучше. Имеющиеся у БелАЗа 7555 технические характеристики позволяют эксплуатировать машины там, где другие транспортные средства работать не смогут.

Модификации

БелАЗ 75710 собирается вручную и выпускается в ограниченном количестве. Говорить о разнообразии модификаций данной серии не приходится. Она представлена единственной версией с заданными показателями.

Видео обзор

Сколько весит БелАЗ

Самый большой БелАЗ-75710 весит 362 тонны. Брутто автомобиля, с максимальной загрузкой, – 905 т, грузоподъемность 450 тонн. Высота колеса БелАза равна 4 метрам. Его собратья, грузовики 7555, 75306 и 75131 модификаций, имеют по сравнению с ним более скромные показатели: грузоподъемность 55, 130, 200 и 220 тонн.

Как устроен БелАЗ

Нынешние самосвалы имеют дизельные двигатели, а мотор дополнен специальным турбонаддувом. Кабина грузового автомобиля БелАЗ двухместная, она имеет рулевую колонку, плюс сиденье на месте водителя со специальной мачтой, которая позволяет комфортно регулировать (подымать и опускать) сиденье. Кабина БелАЗа оснащена специальными средствами безопасности для водителя.

Она имеет высокую устойчивость к вибрации, непроницаема для пыли, также есть автономное кондиционирование и отличное, мощное отопление.

Самосвал ковшового типа оснащен козырьком для защиты от падения груза. Кузов достигает объема от 30 до 38 кубических метров. Грузовые автомобили БелАЗ имеют мощную систему тормозов. Она снабжена специальным отдельным стояночным механизмом, который удержит самосвал, когда машина находится в покое под углом к горизонтали.

Также у тормозов есть дополнительная автоматизированная система гидравлики и управления рулем. Система гидравлики автомобиля отличается повышенной безопасностью. Мощность при движении колёсных единиц меняется в зависимости от качества дороги и подчиняется управлению гидромеханики.

Вариативная тяговая нагрузка передается на шестерни, находящиеся в обеих осях. Эта система управляется электрическими магнитами. Они активируются с помощью пульта и затем под действием электричества золотники двигаются к газораспределительным системам. Самосвал имеет крупные габариты. Тем не менее он очень маневрен, радиус его поворота составляет 45 м.

Грузовик интересен еще и тем, что двигатели внутреннего сгорания нужны не для того, чтобы вращать элементы коробки передач. У данного автомобиля их просто нет. Сам самосвал едет за счет электрических моторов. Это своего рода автомобильный гибрид.

Конструктивные особенности

Самый большой БелАЗ в мире очень высокий. Под ним с легкостью помещаются и легковой автомобиль, и люди. Самосвал имеет два этажа. Второй этаж – это палуба (платформа). Она соседствует с основной кабиной. Рядом с ней дополнительно расположено отделение для оператора.

В специальном отделении размещены выключатели всех электросистем, системы подвески и системы охлаждения. Именно там запускается рулевая система. Непосредственно руль управляется при помощи гидравлики. Рядом с ней расположены системы для опрокидывания кабины, вентиляции двигателей и кондиционирования всей машины.

Рядом с карьером

У самого большого в мире грузового автомобиля БелАЗ-75710 очень массивные зеркала заднего вида. Они устроены так, что абсолютно не мешают открыванию кабины, дверь в которую отворяется против движения автомобиля.

Принцип управления автомобилем достаточно прост. Его управление схоже со всеми остальными грузовиками. Под рулем имеются три основные педали и коробка-селектор, которая нужна для выбора направления движения автомобиля.

Рядом с селекторной коробкой имеется ещё один дополнительный страхующий тормоз. В кабине находятся контроллеры управления кузовом, а под ними расположен генератор.

Для водителя БелАЗа обязательно наличие категории «C» и специального удостоверения машиниста БелАЗа.

Руль автомобиля имеет обычные размеры и за счёт гидравлики и системы стабилизации очень прост в управлении. Рядом с ним расположены рычаги и кнопки управления двигателем, подвеской, а также системой обогрева, кондиционирования и очистки стёкол.

При перемещении грузовика нагрузка распределяется между колесами и подвеской, которые практически не имеют люфта.

Также в машине есть специальная противопожарная система и система контроля давления в колесах. В авто расположен отдельный узел смазки и устройство, контролирующее погрузку в кузов негабаритных грузов.

У автомобиля есть еще несколько существенных плюсов:

  • кузов управляется за счёт электромеханики, которая способна создавать огромные усилия с помощью тяговых моторов;
  • грузовой самосвал может очень быстро набирать предельную скорость. Этому способствует отлично сбалансированная трансмиссия.

Прежде всего БелАЗ – это карьерный тип грузовика. Он рассчитан на работу в индустриальных и непроходимых районах с запасом прочности на дистанцию в 900 000 км. Этот «богатырь» обладает способностью перемещаться и доставлять груз по дороге с углом наклона до 18 градусов и поворачивать на участке радиусом 20 м. Данная ходовая особенность обеспечивается возможностью поворота одновременно обеих осей.

Автомобиль БелАЗ обладает уникальными техническими характеристиками:

  1. Грузоподъемность грузового автомобиля БелАЗ составляет 450 тонн.
  2. Вместимость бака для дизтоплива равна около 5650 л.
  3. В гидравлической системе грузовой автомашины находятся 536 л смазки и 1820 л воды.
  4. Габариты: длина – 20,7 м, ширина – 9,755 м, высота – 8,16 м.
  5. Масса самосвала без груза составляет 360 т.
  6. Имеются двигатели (два дизеля) внутреннего сгорания мощностью 2334 лошадиные силы.
  7. Крутящий момент составляет 9315 Нм.
  8. Крейсерская скорость равна 67,2 км/ч.
  9. Подвески грузовика – гидравлическая и пневматическая. Радиус амортизаторов составляет 90 мм.
  10. Автомобиль укомплектован 2 баками для топлива объемом 2850 л.
  11. Размер покрышек 58/82 R63.
  12. Радиус колеса 42-63/52.
  13. Расход дизельного горючего самосвалом БелАЗ составляет 200 г на кВт/ч.

Для контроля топливной системы и системы смазки, замены воздушных и масляных фильтров на заводе при изготовлении монтируют специальные подъемные лестницы по бокам автомобиля. На одной из палуб лестницы, которая ведет в кабину машиниста, имеется 8 кубов из стекла, накрытых крышками. Это и есть те самые фильтры.

Технические характеристики самого большого в мире самосвала БелАЗ-75710 направлены на то, чтобы сделать его универсальным. Он хорош в строительной, аграрной, металлургической и горнодобывающей сферах. Ну и конечно, работать на рудниках, карьерах и перевозках руды, полезных ископаемых – это его основная задача. Ни одна грузовая машина не справляется настолько хорошо с перевозкой негабаритных грузов, как это делает БелАЗ.

На видео ниже представлена работа карьерного авто.

Рулевое управление

Система рулевого управления БелАЗ-75710 соответствует самым строгим стандартам ISO (5010):

  • ее рабочий контур полностью независим от других механизмов, имеет приоритет над ними;
  • все составные элементы, находящиеся под давлением, имеют 4-кратный запас прочности, что делает систему чрезвычайно надежной в эксплуатации;
  • присутствуют системы электронного контроля, они выступают в качестве вспомогательных при работе на данной машине.

Таким образом, несмотря на массу и впечатляющие габаритные размеры, рулевое управление позволяет эксплуатировать БелАЗ-75710 с максимальным удобством.

Благодаря «умной» системе и электромеханической трансмиссии данный карьерный грузовик может преодолевать с полной нагрузкой уклоны до 12 %, а в кратковременном режиме – до 18 %.

Рассматриваемая модель является чрезвычайно маневренной не только из-за наличия современного рулевого управления, но также за счет двух независимых осей.

Они поворачиваются в любом направлении, имеют оригинальную кинематическую составляющую при движении. Также машина является полноприводной.

Давление в системе гидроусилителя рулевого управления составляет 16,5 МПа. Именно это позволяет выполнять различные маневры, прикладывая минимальное количество труда.

Гидроусилитель приводится в действие при помощи насоса с переменным потоком. Аварийная система включает в себя два пневмогидравлических аккумулятора. В случае отказа она активируется.

Грузоподъемность

Грузоподъемность самого большого в мире грузового автомобиля БелАЗ-75710 составляет 450 тонн. Данные автомобили начали сходить с конвейера в 2013 году согласно контракту с горнодобывающим концерном из Сибири. Максимальный объем перевозимых грузов автомобиля неумолимо рос. В конце 2013 г. грузовой автомобиль попал в Книгу рекордов Гиннеса, перевезя с первой попытки 503000 кг негабаритного груза.

Именно это делает БелАЗ столь популярным и незаменимым автомобилем в разных сферах деятельности человека.

Двигатель

БелАЗ 75710 комплектуется 2 дизельными агрегатами MTU Детройт Дизель 16V4000, установленными поперечно. Моторный отсек автомобиля имеет огромные размеры и о компактности здесь не может идти речи.

Характеристики силовых установок MTU Детройт Дизель 16V4000 (1 двигатель):

  • рабочий объем – 65 л;
  • номинальная мощность – 1715 (2330) кВт (л.с.);
  • максимальный крутящий момент – 9313 Нм;
  • количество цилиндров – 16.

При столь большой мощности агрегаты имеют соответствующий расход топлива – около 1300 л/100 км. Автомобиль оснащается 2 топливными баками, емкость каждого составляет 2800 л.

Характеристики ходовой части

Для обеспечения плавности хода, устойчивости, долговечности узлов, скоростного режима и комфорта водителя на машине установлена пневмогидравлическая подвеска, имеющая встроенные гидравлические амортизаторы. Она зависима от переднего и заднего мостов.

На БелАЗе-7555 используется трансмиссия гидромеханического типа, включающая:

  • гидротрансформатор;
  • пятиступенчатую передачу гидромеханическую;
  • микропроцессорную систему для защиты от перегрузок и управления механизмами;
  • систему аварийного управления.

Ходовая часть БелАЗ-7555

На карьерном самосвале установлен ведущий мост, имеющий:

  • одноступенчатую коническую передачу;
  • дифференциал;
  • четыре сателлита;
  • планетарные передачи колесного типа.

Установка карданных валов и муфты самосвала БелАЗ-7555

В комплектацию всех модификаций машины входит карданная передача, включающая:

  • карданные валы открытого типа;
  • игольчатые подшипники;
  • защитное ограждение;
  • упругую муфту.

Машина часто эксплуатируется в непростых условиях: на толстом снежном покрове, ледяной корке, размытых дождями дорогах и т. д. Для этого она оснащена колесами, имеющими пневматические бескамерные шины со специальным рисунком протектора, которые маркируются «24.00R35».

Гидравлическая система

БелАЗ-7555 комплектуется системой, позволяющей произвести его разгрузку за считанные секунды. Кузов оборудован гидравликой, отвечающей за опрокидывание, и включающей масляные шестеренчатые насосы и цилиндры.

Переворот кузова БелАз 7555

Гидравлическая система обеспечивает:

  • предельную производительность 342 куб. дм/мин.;
  • время подъема/опускания погрузочной платформы 15/14 с.;
  • предельное давление 17 МПа.

Размеры БелАЗа грузоподъемностью 450 тонн

Габариты автомобиля несравнимо существеннее, чем у других грузовиков. Длина самого большого БелАЗа-75710 равна 20,7 метра. Его ширина составляет 9,755 м. Высота равна 8,16 м. Высота колеса БелАЗа равна 4 метрам. Шина имеет размеры 58/82 R63. Цена грузовика доходит до 9,5 млн долларов. За границей его называют – Belaz «big height».


Цена нового и б/у

Стоимость БелАЗ 75710 составляет порядка 9,5-10 миллионов долларов. Б/у предложения данной техники по понятным причинам отсутствуют.

Аналоги

  • Liebherr Т282-В;
  • БелАЗ 75600.

Каким оборудованием и опциями можно комплектовать грузовик?

БелАЗ-7555 можно дополнительно укомплектовать следующими модулями, облегчающими работу на нем:

  • предпусковым подогревом двигателя;
  • системой пожаротушения;
  • отопительно-кондиционерным блоком;
  • централизованной смазочной системой;
  • диагностическим модулем;
  • индикаторами топлива, давления в шинах и загрузки кузова.

Также дополнительно можно провести футеровку днища.

Видео по теме: БелАЗ 7555

Читайте также:  Рассчитать углы прямоугольного треугольника
Ссылка на основную публикацию
Трансмиссия АМТ что это, особенности, плюсы и минусы, фото, видео
Что такое АМТ коробка передач Коробка АМТ – это тип трансмиссии, сочетающий свойства механической и автоматическо такое КПП. Ею комплектуются...
Тормозные колодки на Ford Focus 2 выбор и замена
Как заменить задние тормозные колодки Форд Фокус 2 Замена задних тормозных колодок производится в случае износа или повреждения колодки. Переодичность...
Тормозные устройства и динамометры Диагностирование автомобиля
Динамометр схема Динамометр представляет собой специальное устройство, предназначенное для измерения показателей силы или получения параметров момента действующей силы. Этот измерительный...
Трансмиссия нива как правильно эксплуатировать принцип работы
Трансмиссия нива как правильно эксплуатировать принцип работы Автомобиль ВАЗ 2121, иначе говоря, «Нива» — поступил в серийное производство в 70-х...
Adblock detector