Таблица допусков и посадок валов и отверстий для производства

Допуски и посадки подшипников

Современные принципы производства и обслуживания техники предполагают взаимозаменяемость отдельных деталей и частей в узлах. Это положение напрямую касается и таких сложных изделий, как подшипники. Для достижения взаимозаменяемости деталей государственными стандартами введена единая система допусков и посадок (ЕСДП), которая обеспечивает возможность использования элементов одного вида вместо других.

ЕСДП представляет собой ряд значений, определенных на основе экспериментальных исследований и практического опыта проектирования и производства изделий. Действие указанной системы распространяется на соединения гладких деталей и узлов цилиндрической и конической формы, к которым относятся и подшипники качения. Стандартизация размеров данных узлов производится по присоединительным поверхностям.

Подшипники сопрягаются с деталями механизма по внутренней и наружной обойме. При этом поля допуска конструктивного узла признаются неизменными. Стандартизация посадок изделий такого рода сводится к определению максимально допустимых отклонений валов и отверстий корпуса от номинальных значений. Величина их определяется в соответствии с ГОСТ 520-89, который устанавливает технические характеристики и класс точности изготовления подшипников.

Для монтажа подшипника на вал и в корпус используют систему посадок приведённую ниже:

Чаще всего применяются:

  • посадки на вал: g6, h6, j6, k6, m6, n6, p6, r6, в случае более высоких требований к точности вращения – h5, j5, k5, m5;
  • посадки в корпус: G7, H8, H7, J7, K7, M7, N7, P7, а при высоких требованиях к точности вращения: J6, K6, M6, N6, P6.

В случае применения подшипников разных классов точности применяют следующие квалитеты отверстий:

  • точность подшипника – 0 и 6-7 квалитет отверстия;
  • точность подшипника – 5 и 4-6 квалитет отверстия;
  • точность подшипника – 2-5 квалитет отверстия.

Основные требования к конструкционным узлам и сопрягаемым поверхностям:

В процессе производства деталей неизбежны отклонения от номинального размера в ту или иную сторону. В соответствии с требованиями стандарта устанавливается класс точности подшипника. ГОСТ 332-85 вводит систему обозначений для полей допусков в зависимости от размеров наружных и внутренних обойм и максимальных отклонений.

Значения для приведенных выше величин определяются по специальным таблицам, приведенным в ГОСТ. Для установки подшипников в отверстие корпуса или на вал этим же стандартом устанавливаются допустимые посадки, которые зависят от диаметра и класса точности подшипника.

В целях достижения высокого качества конструкционных узлов строго регламентируются допустимые отклонения от идеального пространственного тела вращения цилиндра и конуса. Эллипсоидная форма колец подшипника устраняется при монтаже изделий с натягом, наличие отклонений от идеальной формы вынудило разработчиков ввести понятия среднего и номинального диаметров изделия.

Понятие о квалитете

Детали узла, в которых используются подшипники, корпуса и валы оказывают влияние друг на друга. Важно максимально точно подобрать изделие с учетом класса точности и полей допусков. Для этого были разработаны понятия о квалитете подшипников и других частей рассматриваемой системы.

В особо ответственных сопряжениях, например, между деталями кривошипно-шатунного механизма двигателя внутреннего сгорания используется пятый или шестой квалитет. Более высокие значения этого параметра допускаются для системы вал-подшипник-корпус в коробках передач. В подобных соединениях используется седьмой и восьмой квалитет при подборе деталей по классу точности и чистоте обработки поверхностей.

Единая система допусков и посадок, введенная в нашей стране для таких конструкционных узлов, как подшипники позволяет добиться их максимальной взаимозаменяемости. Это обстоятельство делает возможным проведение ремонтных работ с заменой изношенных изделий и восстановления работоспособности механизма или узла. Допуски и посадки подшипников учитываются в процессе проектирования и опытно-конструкторских работ.

Сотрудники ТД «Росподшипник» готовы оказать посильную помощь клиентам в вопросах подбора необходимых изделий и узлов. Персонал компании обладает достаточной квалификацией в указанной сфере и имеет профильное образование. Обращение к нам гарантирует правильность подбора подшипников и других комплектующих.

Мой секрет

  • Праздники
  • Ландшафтный Дизайн
  • Рецепты
  • Многолетние цветы
  • Клубника
  • Постройки

Допуск на скользящую посадку. Посадки с гарантированным натягом

Характеристика и области применения посадок по ЕСДП СЭВ

На основании исследования применяемых посадок в соединениях разных машин и рациональной замены их посадками ЕСДП СЭВ, а также анализа и обобще­ния литературных данных об опыте применения посадок в СССР и за рубежом получены следующие рекомендации по применению посадок.

Посадки с зазором. Посадки с зазором (см. рис. 3.4) наиболее распространены, ЕСДП СЭВ предусматривает 40 рекомендованных посадок в системе отверстия (11 из них предпочтительные) и 39 посадок в системе вала (6 из них предпочтительные).

Посадки типа H / h — самые распространенные. Они установлены во всех квалитетах, предусматривающих рекомендуемые посадки, т. е. в 4-12 квалитетах (см. табл. 3.6). Посадки называют скользящими; это самые плотные из всех сво­бодных посадок, они обеспечивают минимальные зазоры в соединении (гарантиро­ванный наименьший зазор равен нулю). Скользящие посадки при средних зна­чениях дают соединения с зазором, пригодные для подвижных соединений цен­трирующих втулок, плунжеров, направляющих штоков и т. п., работающих при малых скоростях. Их широко используют для центрирования легкоразъемных неподвижных соединений; если требования к точности центрирования невелики, передача усилий или моментов обеспечивается дополнительным креплением (штифты, шпонки и т. д.).

Читайте также:  Стеклоочиститель(дворники) на Ниве 21213 проблемы и решения

Посадки Н5/h4 и H6/h5 (высокой точности) применяются для особо точного центрирования, например для соединения панели с корпусом задней бабки токар­ного станка. В общем машиностроении применяются редко. Посадка H7/h6 применяется при высоких требованиях к центрированию часто разбираемых или регулируемых соединений. Примеры использования: сменные зубчатые колеса на валах станков, центрирующие корпуса под подшипники каче­ния, поршневой шток в направляющих втулках, кулачки на валах, фрезы на оправ­ках; фрикционные муфты, центрирующие выступы в гнездах. Кроме того, эту посадку иногда применяют для подвижных соединений с короткими рабочими хо­дами, с целью повышения точности направления вместо посадки с гарантирован­ным зазором H7/g6.

Посадка Н8/h7 используется для центрирующих поверхностей при пониженных требованиях к соосности. Обеспечивает большую легкость сборки и регулирова­ния узла.

Посадки H8/h8, H8/h9, H9/h8, H9/h9 широко применяются для неподвижно закрепляемых деталей при невысоких требованиях к точности механизмов, неболь­ших нагрузках и необходимости обеспечить легкую сборку (шкивы, муфты, зубча­тые колеса и другие детали, соединяющиеся с валом при помощи шпонок; кор­пуса подшипников качения, центрирование фланцевых соединений и т. п.); в по­движных соединениях — при медленных или редких вращательных и поступатель­ных перемещениях (ползуны на шпонках включающих механизмов, соединительные муфты, поршни и поршневые золотники в цилиндрах).

Посадки Н10/h9, HI0/h10, H1l/h1l, H12/h12 (пониженной точности) применяются для неточных соединений, центрирования фланцев и крышек, соединения арма­туры, для крышек насосов, для крышек сальников в корпусах, для звездочек тяго­вых цепей и цепных передач на валах, для независимых сопряжений распорных втулок с валами, для соединений под расклепку, пайку, сварку. В подвижных соеди­нениях — для соединений роликов на валах, для посадок при большой длине сопряжения, например шпиндель-гильза шпиндельной бабки токарного автомата.

Посадки типа H / g гарантируют небольшой зазор, изменяющийся с увеличением диаметра. Это посадки свободные, обеспечивающие взаимное осевое перемещение сопряженных деталей при сохранении высокой точности центрирования; они очень чувствительны к увеличению зазора, поэтому их применяют лишь в точных квалитетах. Рекомендованных посадок в системе отверстия три: H5/g4, H6/g5 и H7/g6, последняя предпочтительная.

Посадка H6/g5 является дорогостоящей, поэтому в случаях, допускающих сни­жение требований к точности центрирования подвижных деталей, она заменяется посадкой H7/g6 сравнительно легкой технологической выполнимости. Применяют ее в подвижных соединениях для обеспечения герметичности (золотник во втулке пневматической сверлильной машины), точного направления или при коротких ходах (клапаны в клапанной коробке); для установки сменных кондукторных вту­лок и заготовок на установочных пальцах приспособлений, поршней в цилиндрах (пневматических и др.), шпинделей точных станков и делительных головок в направ­ляющих; для центрирующих соединений подвижных элементов в штампах, пере­движных шестерен на валах коробок передач.

Посадки типа H / f гарантируют зазор, достаточный для вращения соединяемых деталей со средней скоростью.

Посадка H7/f7 является типичной ходовой и предназначается для подвижных соединений, когда необходимо обеспечить легкодостижимую посадку высокого качества. В системе ЕСДП СЭВ эта посадка предпочтительна. Типовые случаи применения этой посадки: подшипники скольжения для всех легких и средних машин, например подшипники в коробках передач; подшипники зубчатых колес и шкивов, свободно вращающихся на осях; подшипники центробежных насосов; коренные подшипники в двигателях внутреннего сгорания и поршневых компрес­сорах.

В других квалитетах эти посадки рекомендуются в следующих сочетаниях: H6/f6 — в подвижных соединениях: повышенными требованиями к точности цен­трирования. Если требования к точности центрирования снижены, то применяют посадки H8/f7, H8/f8, H8/f9, H9/f8, H9/f9, например, для направления поршневых и золотниковых штоков в сальниках, центрирования крышек цилиндров, в подшип­ника скольжения, работающих в жидкостном или полужидкостном режимах трения.

Посадки типа Н/е — свободные, могут применяться в 6, 7, 8, 9-м квалитетах в зависимости от интенсивности режима, точности центрировали я, относительной трудоемкости обработки посадочных поверхностей отверстия и вала, требуемой

Оптимальной посадке соответствует комбинация полей допусков Н8/е8. Она предпочтительна в ЕСДП СЭВ и применяется в качестве легкоходовой посадки, обеспечивающей легкоподвижное соединение, допускающее радиальное перемещение без значительных перепадов (например, в опорах, удаленных друг от друга), биение сопрягаемых поверхностей (например, в подшипниках многоопорных валов). При­меняется также в механизмах малой точности: как в подшипниках скольжения, работающих в жидкостном или полужидкостном режимах трения, так и в направля­ющих осевых перемещений, в опорах валов турбогенераторов и центробежных на­сосов, в подшипниках коренных шеек коленчатых валов.

Читайте также:  Модель двигателя по вин-коду автомобиля как узнать 1

Посадки пониженной точности Н8/е9, Н9/е8 и Н9/е9 применяются в под­шипниках скольжения неответственных машин.

Посадки типа H / d дают легкоподвижные соединения общего применения, которые допускают радиальное перемещение и компенсируют погрешности взаимного расположения трущихся поверхностей вследствие перекоса и прогиба вала, по­грешности формы в осевом и радиальном сечениях, эксцентриситетов опор и шеек вала в многоопорных конструкциях. Они используются в тех случаях, когда необ­ходимо компенсировать погрешности сборки или температурные деформации. Точ­ные посадки H7/d8, H8/d8 имеют ограниченное использование. Они применяются для точных соединений, работающих при значительном перепаде температур и тяжелых режимах работы, например в подшипниках турбин, валков прокатных станов и т. д.

Посадки H8/d9 и H9/d9 (предпочтительные) используются при монтаже приводных валов в подшипниках, для соединения холостых шкивов с валами и в другиханалогичных случаях.

Посадки низкой точности H10/dl0, Hll/dll применяются в случае неточных подвижных соединений.

Посадки типов Н/а, Н/Ь, Н/с характеризуются очень большими гарантирован­ными зазорами. Применяются в основном в грубых квалитетах (11-м ий2-м), в связи с чем колебания зазоров очень велики. Они используются для грубых со­единений, требующих свободной сборки, для обеспечения относительного переме­щения деталей в условиях загрязнения, для компенсации погрешностей сборки и| температурных деформаций.

Посадки с натягом. Посадки с натягом (см. рис. 3.5) в цилиндрических со нениях применяются для образования неподвижных соединений без дополнительных креплений и с дополнительными креплениями шпонками, штифтами и другими средствами. Неподвижность соединения достигается за счет напряжений, возника­ющих в материале сопрягаемых деталей вследствие деформации контактных поверх­ностей. Выбор посадки производится из условия, что при наименьшем натяге обеспечивается прочность соединений передача нагрузки, а при наибольшем — прочность деталей Для выбора nocaдок с натягом производится расчет и рекомендуется экспериментальная проверка, особенно в массовом производстве. Cпецифика выбора посадок с натягом для соединений деталей малых размеров, cpeдних и больших изложена в работе .

Примеры посадок с зазором:

− пиноль задней бабки токарно-винторезного станка – f 75H6/h5;

− крышка подшипника редуктора – f 80H7/h7;

− подшипник двигателя внутреннего сгорания – f 50H6/e7;

− рычаг клапана на валу – f 16H8/e8;

− промежуточная шестерня на оси – f 40H7/d8;

− дышло паровой машины – f 180D8/h8;

− подшипник жидкостного трения прокатных станов – f 350H6/d6.

Примеры посадок с натягом:

− центральная колонна консольного крана – f 300H7/s6;

− постоянная кондукторная втулка приспособления – f 20H7/p6;

− шатун и втулка компрессора – f 105H7/s6;

− штифт и направляющая – f 60H7/r6.

− кулачки, закреплённые шпонкой на держателе – f 50H7/m6;

− муфта сцепления, закреплённая шпонкой на валу – f 12H7/k6;

− шестерня, закреплённая шпонкой на валу редуктора – f 40H7/k6;

− поршневой палец во втулке – f 38H6/k5;

− маслоотражательное кольцо на валу редуктора – f 50H7/k6;

− ступица вентилятора на валу – f 16H7/n6.

Система Отверстия.

Характеристика и примеры применения некоторых предпочтительных посадок

для размеров 1. 500мм, в мкм.

Посадки с зазором .

ТАБЛИЦЫ ДОПУСКОВ И ПОСАДОК СМОТРИТЕ

Скользящие посадки применяют в основном:

1. если требуется легко передвигать или поворачивать детали при настройке и регулировке

2. в неподвижных соединениях при частых разборках для смены деталей

3. для центрирования деталей, которые затем будут соединяться неподвижно

Н6 Особо точное центрирование, например, в станках.

Н7 В станках для сменных зубчатых колес, в соединениях с короткими рабочими ходами, для соединений, где

h6 детали будут легко перемещаться при затяжке, при возвратно-поступательном перемещении для точного

Направления, для центрирования корпусов под подшипники качения.

Н 7 В соединениях с короткими рабочими ходами.Эта посадка по сравнению с др. характеризуется минимальной

g6 величиной гарантированного зазора. Применяют в подвижных соединениях с целью получения герметичности,

В точных направляющих, при коротких ходах перемещений. Это могут быть: золотники пневмоинструмента,

Клапаны, соединения шатун — коленвал, сменные кондукторные втулки. В особо точных механизмах

Применяют посадки Н6 и Н5

Н8 Центрирование поверхностей с пониженными требованиями к соосности.

Н8 , H9 , H9 Механизмы с невысокими требованиями к точности для неподвижно соединяемых деталей при

h8 h8 h9 небольших нагрузках и необходимости обеспечить легкую сборку. Это могут быть: муфты, шкивы,

Зубчатые колеса и др. детали, устанавливаемые на валах с помощью шпонки. Корпуса подшипников

Качения, центрирующие элементы фланцевых соединений, подвижные соединения с медленным или

Редким вращательным или поступательным перемещением. Это могут быть: зубчатые муфты,

Перемещающиеся зубчатые колоса.

Н11 Для грубо центрированных неподвижных соединений. Это могут быть: неответственные шарниры, фиксация

h11 накладных кондукторов, центрирование фланцевых крышек.

H6 — Точная посадка, используемая для точных подшипников, золотниковых пар гидравлических передач

f6 автомобилей.

Читайте также:  Как правильно заряжать гелевый аккумулятор своими руками Зарядное устройство для гелевых АКБ Аккуму

H7 Применяют в подшипниках при умеренных и постоянных скоростях и нагрузках, в коробках скоростей,

f7 центробежных насосах, для свободно вращающихся на валах зубчатых колес, для направляющих

Толкателей двигателей внутреннего сгорания, зубчатых колес, включаемых муфтами.

Н8 , H8 , H9 — Применяют для подшипников скольжения при нескольких опорах или разнесенных опорах, посадки

f 8 f9 f9 сцепных муфт, поршней в цилиндрах паровых машин,направляющих поршневых и золотниковых

Штоков, центрирования крышек цилиндров, крупных подшипников, для подвижных соединений и

Центрирования при невысоких требованиях к соосности.

Н 7 , H7 , H8 , H8 — Применяют в подшипниках при высоких частотах вращения. Это могут быть: электродвигатели,

e7 e8 e8 e9 механизмы передач двигателей внутреннего сгорания. Эти посадки также применяют

При разнесенных опорах или при большой длине сопряжения, как в блоках зубчатых колес

H7 , H8 — Эти посадки применяют для крупных подшипников при высокой частоте вращения.

H8 , H9 — Это более грубые посадки данного типа. Применяют для поршней в цилиндрах компрессоров и паровых

d9 d9 машин. Позволяют производить демонтаж при образовании нагара и высоких температур.

H11 — Применяют для подвижных соединений, работающих в условиях пыли и грязи. Это могут быть: узлы

d11 сельхоз машин, железнодорожных вагонов, шарниры рычагов, тяг, крышки паровых цилиндров.

Mse-Online.Ru

Система допусков и посадок

Различают две системы допусков и посадок в зави­симости от того, что считается в соединении основным — вал или отверстие: в системе отверстия основной деталью служит отверстие, оно обозначается буквой А, а в систе­ме вала основной деталью является вал, который обоз­начается буквой В.

Система отверстия характеризуется тем, что в ней различные посадки данного класса точности осуществляются в результате изменения предельных размеров вала, а предельные размеры отверстия остают­ся постоянными.

В этой системе наименьшим предельным размером отверстия является номинальный, а допуск направлен в сторону увеличения отверстия.

Система вала характеризуется тем, что в ней различные посадки данного класса точности осуще­ствляются в результате изменения предельных размеров, отверстия, а предельные размеры вала остаются постоянными. В этой системе наибольшим предельным разме­ром вала является номинальный, а допуск направлен в сторону уменьшения вала.

Наибольшее распространение в машиностроении по­лучила система отверстия, так как при работе по допу­скам этой системы требуется меньше различных разме­ров отверстий, что сокращает расходы на изготовление сложного и дорогостоящего инструмента, необходимого для обработки и контроля отверстий. При использовании цельнотянутого калиброванного материала в виде прут­ка без последующей механической обработки выгоднее применять систему вала. При монтаже подшипников качения целесообразно применять одновременно обе сис­темы: при посадке подшипников на вал—систему от­верстия, а при посадке подшипника в корпус — систему вала.

На чертежах за буквами, обозначающими систему (вал или отверстие) и посадку, пишется класс точности, за исключением второго класса, который не указывается. На рисунке а) показан вал в системе вала с номинальным диаметром 130 мм второго класса точности. Отверстие в системе вала и вал в системе отверстия обозначают бук­вами и цифрами соответствующих им посадок и классов точности. На рисунке б) показан вал третьего класса точности с номинальным диаметром 160 мм и скользящей посадкой в системе отверстия. На сборочных чертежах в местах сопряжений проставляют номинальный размер, основание системы (отверстия—вверху, вала — внизу) и тип посадки с индексом, указывающим класс точности (рисунок — в). Допускается проставлять на чертежах пре­дельные отклонения числовыми величинами (рисунок — г), указывая верхнее отклонение над нижним. Если одно из отклонений равно нулю, то его не проставляют.

В международной системе допусков ИСО также при­няты две системы: система отверстия и система вала; расположение поля допуска основной детали — односто­роннее, направлено в тело детали.

В ИСО установлено 20 квалитетов, которые опреде­ляют степень точности обработки. Каждый квалитет ха­рактеризуется количеством единиц допуска. Градация интервалов диаметров и величина единицы допуска близки к ГОСТу.

В ИСО вне зависимости от допусков установлено 28 основных отклонений, ближайших от нулевой линии, для валов и отверстий, они обозначаются буквами латинско­го алфавита — прописными—для отверстий и строчны­ми для валов. Вторые предельные отклонения определя­ются по основному отклонению и допуску, зависящему от квалитета. На чертежах после номинального размера проставляется ближайшее отклонение и номер квали­тета.

Посадка в ИСО образуются произвольным сочетани­ем полей допусков отверстий и валов разных квалитетов. Поэтому в ИСО возможно получить большое количество посадок, необходимости в которых практически нет. В связи с этим национальные стандарты ограничивают ко­личество рекомендуемых к применению полей допусков и посадок.

Посадки обозначают проставлением в числителе поля допуска отверстия, а в знаменателе — поле допуска ва­ла. Система ИСО способствует укреплению технических связей между странами.

Ссылка на основную публикацию
Сход развал и диагностика фольксваген поло Автосервис — ремонт автомобилей
Сход-развал Volkswagen Polo 2012 В этой заметке мы расскажем про сход-развал на Фольксваген Поло 2012 года выпуска. Жалоба клиента состояла...
Схема подключения электродвигателя 380220 (звездатреугольник) Ленточные гриндеры
Электродвигатель асинхронный схемы звезда треугольник - Zetsila Главная страница » Электродвигатель асинхронный: схемы звезда треугольник Электродвигатель асинхронный – электромеханическое оборудование,...
Схема поршня Схемы автомобильные
Поршень двигателя (назначение, устройство, принцип работы) В цилиндро-поршневой группе (ЦПГ) происходит один из основных процессов, благодаря чему двигатель внутреннего сгорания...
Сход развал своими руками ваз 2121 нива ремонт Ремонт авто — заказ запчастей
Сход развал своими руками Нива Шевроле 1 Если оно отличается от номинального см. Схождение колес, своими руками, дедовский метод. Если...
Adblock detector