Свобода передвижения — Acta

Свобода передвижения лиц проблема репатриации цыган; Право Европейского Союза

Автор: Арабей Елизавета

Свобода передвижения лиц – один из четырех основных принципов функционирования Внутреннего рынка ЕС. Основные положения, касающиеся свободы передвижения лиц заложены учредительных договорах и в Директиве 2004/38 о свободе передвижения лиц. Эта Директива раскрывает сущность фундаментального права граждан ЕС на свободное передвижение и устанавливает соответствующие ограничения этого права по соображениям общественного порядка, общественной безопасности или общественного здоровья. Такое право, бесспорно, является фундаментальным правом для каждого гражданина ЕС, так как позволяет свободно перемещаться и выбирать место жительства в соответствии с наилучшими условиями для жизни, а также предоставляет возможность выбора работы, независимо от национальной принадлежности и изначального государства проживания. Свобода передвижения работников, как одна из составляющих свободы передвижения лиц, заключается в наличии у работника права принимать реально сделанные предложения работодателей, беспрепятственно перемещаться внутри ЕС в целях трудоустройства, оставаться на территории государства-члена ЕС как в целях трудоустройства, так и после окончания трудовой деятельности.

В последнее время возникла ситуация, прямо касающаяся применения на практике принципа свободы передвижения лиц внутри ЕС. Дело в том, что цыгане являются самой большой группой среди этнических меньшинств, распространенных в ЕС. Цыгане проживают в разных частях ЕС небольшими группами. По данным Европейской Комиссии в ЕС проживает около 11 млн. цыган. В связи с расширением ЕС многие цыгане из восточной Европы (Румыния, Болгария, Чехия) перемещаются в Западную, так как социальный и экономический уровень государств Западной Европы значительно выше недавно вступивших в ЕС государств Восточной Европы. В настоящее время Франция проводит процедуры по выдворению из страны цыган. Такие меры, по мнению официальных лиц Франции, необходимы для поддержания общественного порядка и безопасности граждан. Такой подход к решению проблем малочисленных этнических групп не соответствует социальной политике ЕС и нормам относительно свободы передвижения лиц в ЕС.

В связи с этим Европейская Комиссия решила дать Франции возможность доказать, что действия французских официальных лиц в отношении цыган не противоречат законодательству и социальной политике ЕС и не нарушают гарантированную свободу передвижения граждан в пределах ЕС. Официальный Брюссель пригрозил Франции судебным процессом по факту не проведения процедур гармонизации европейского законодательства о свободе передвижения лиц, которое является первопричиной депортации цыган из Франции. Европейская Комиссия напомнила, что право каждого гражданина на свободное перемещение по территории ЕС является одним из фундаментальных принципов права ЕС. На данном этапе Европейская Комиссия предполагает, что Франция еще не имплементировала в национальное законодательство Директиву о свободном передвижении лиц.

Европейская Комиссия направила Франции официальное письмо с предложением провести гармонизацию национального законодательства, а также поставила перед французскими официальными лицами ряд вопросов о применении мер по репатриации (возвращение в страну происхождения) этим летом.

Франция, в свою очередь, заверила Европейскую Комиссию, что её требования будут соблюдены: законодательство будет приведено в соответствие в кратчайшие сроки. Но, по словам представителя Европейской Комиссии Комиссара по делам правосудия Вивиан Рединг, заверения Франции не являются достаточным основанием для прекращения расследования. В случае, если Франция не устранит нарушения, Европейская Комиссия должна будет начать судебный процесс против Франции. Рединг запросила у официального Парижа ряд документов, среди которых приказы о репатриации цыган.

Стоит заметить также, что многие государства-члены ЕС проводили действия по репатриации цыган, например, Италия. Такое положение вещей говорит о том, что заселение территории ЕС цыганами становится проблемой для государств-членов ЕС. В связи с этим, Европейская Комиссия заявила, что в апреле 2011 года будет представлены основные положения для Стратегии национальной интеграции цыган. В стратегии будет проведена оценка использования национального и европейского финансирования, а также представлены предложения для более эффективного использования финансирования для борьбы с притеснениями цыган. Государствам-членам ЕС предложено представить свои национальные стратегии помощи и содействия цыганам, которые станут частью национальных программ, направленных на борьбу с бедностью и безработицей.

Таким образом, дальнейшие события в этой области будут зависеть от того, представит ли Франция проект предложений по имплементации Директивы о свободном передвижении лиц до 15 октября. В случае, если сроки будут соблюдены, Европейская Комиссия, понимая сложность положения французских властей, а также имея представление об аналогичных мерах со стороны других государств-членов ЕС, не будет инициировать судебное разбирательство.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Статья 27 Конституции России

Текст Ст. 27 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Комментарий к Ст. 27 Конституции Российской Федерации

Положения ч. 1 ст. 27 полностью соответствуют требованиям Всеобщей декларации прав человека (ст. 13), Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 12) и ст. 2 Протокола N 4 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Установленные положения касаются как свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства внутри страны, так и возможности покидать свою страну и возвращаться в нее.

Со свободой передвижения и выбора места пребывания и жительства тесно связана реализация многих других конституционных прав и свобод граждан (право собственности и наследования, право на жилище, на труд, на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право на социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь, избирательные права и др.).

Читайте также:  Тяговый аккумулятор Эксплуатация тяговых батарей Эко Технологии НТ

Существовавшие в прошлом ограничения и запреты на свободу передвижения, получение и реализацию других прав и свобод были связаны с целым рядом режимных условий, в том числе с существованием особой паспортной системы и пропиской. При этом следует отметить, что, во-первых, данные вопросы регулировались не законом, а подзаконными нормативными актами и, во-вторых, эти акты, особенно ведомственные, не публиковались для всеобщего сведения, а население о них ничего не знало. Даже основной документ, регламентировавший вопросы прописки, — Положение о паспортной системе в СССР, — был утвержден не законом, а постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г.*(114)

Паспортизация принесла России серьезные ограничения свободы личности. Ограничения в свободе передвижения, которые теперь могут быть исключением из общего правила, в течение многих десятилетий были обычным явлением. Без паспорта и прописки гражданин не мог решать самые насущные жизненные вопросы: проживать на собственной жилой площади, устроиться на работу, заключать какие-либо сделки, пользоваться медицинской помощью, получить высшее образование.

Весьма строгие ограничения в прописке были введены в Москве и во многих других крупных городах. Например, в столице родители, проживавшие в других местностях, могли прописаться к детям лишь при условии, что по месту их проживания у них нет других детей, с которыми они могли бы жить вместе.

В сельской местности у граждан долгое время вообще отсутствовали паспорта. Поэтому крестьяне, а после проведения коллективизации — колхозники и другие жители сел и деревень были привязаны к своему месту жительства, не могли свободно выбрать другое место жительства и уехать, например, в город. Временная прописка в общежитиях не давала им права остаться для проживания в городах.

Серьезные трудности в прописке имелись у лиц с судимостью и отбывающих наказание в местах лишения свободы. Лица, освободившиеся из мест заключения, были бесправны в выборе места жительства.

Весьма жесткие ограничения устанавливались для выезда в зарубежные государства. Порядок решения данного вопроса был очень сложным, и поэтому большинство советских граждан никогда не выезжали за пределы своей страны.

Закрепление свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства предопределило необходимость существенного обновления законодательства, отмены многих нормативных актов, которыми с начала 1930-х гг. закреплялся режим прописки с многочисленными ограничениями и строгой ответственностью, вплоть до уголовной, за их несоблюдение.

Созданный в СССР Комитет конституционного надзора в своем заключении от 11 октября 1991 г. признал, что отпали правовые основания для оставления в силе постановления Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г., утвердившего Положение о паспортной системе в СССР, и других нормативных актов, предусматривавших разрешительную систему прописки на территории страны, и признал их утратившими силу. Данное заключение не было, однако, принято во внимание советскими законодательными и правоприменительными органами, и акты о прописке продолжали применяться, оставаясь формально действующими.

Впервые требования о свободе передвижения, выбора места пребывания и жительства нашли отражение в Законе РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее — Закон «О праве граждан…»)*(115) и связанных с ним Законах РФ от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 «О беженцах» (с посл. изм. и доп.) и от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (с посл. изм. и доп.) *(116).

Закон «О праве граждан…» ознаменовал начало поэтапного упразднения института прописки. Он был направлен на ликвидацию запретительного и разрешительного режимов и установил свободный уведомительный порядок, требующий лишь регистрационного учета граждан России. В данном Законе было закреплено, что лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории России в соответствии с Конституцией РФ, законами и международными договорами Российской Федерации. На основании этого Закона постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. были утверждены Правила регистрации и снятия граждан России с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации*(117).

Право на свободу передвижения не является абсолютным, оно должно быть сбалансированным по отношению к определенным, особо важным интересам государства, общества, отдельных людей. Допустимые ограничения прав и свобод человека и гражданина приведены как в международно-правовых актах, так и в национальном законодательстве России.

Законом «О праве граждан…» исчерпывающим образом определены основания ограничения граждан Российской Федерации в их праве на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Такие ограничения допустимы в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекции, массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территории, где введено чрезвычайное или военное положение. Ограничения Закона корреспондируются с положениями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, где очерчены общие условия возможного ограничения прав и свобод.

Необходимость введения ограничений очевидна. Не случайно в ст. 2 Протокола N 4 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод выделены некоторые случаи ограничения права свободного передвижения.

В Уголовный кодекс РФ 1996 г. включен ряд норм, устанавливающих ответственность за посягательства на свободу передвижения. Это, в частности, ст. 126-128 о похищении человека, незаконном лишении свободы, незаконном помещении в психиатрический стационар; ст. 206 о захвате заложников; ст. 301 о незаконном задержании, заключении или содержании под стражей. В зависимости от конкретных обстоятельств посягательства на рассматриваемые права они могут повлечь за собой также ответственность по статьям Уголовного кодекса о воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности, о преступлениях против государственной службы и службы в органах местного самоуправления и т.д. При этом лицо, полагающее нарушенными свои права, предусмотренные ст. 27 Конституции РФ, вправе принести жалобу в вышестоящий орган в порядке подчиненности либо в суд в соответствии с Федеральным законом от 14 декабря 1995 г. N 197-ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Читайте также:  Купить Ручка переключения передач Astra H, Ручка КПП Астра Н 6п от Autoparts IF

Важную роль в постепенном устранении из жизни российского человека института прописки и в обеспечении реализации международных и конституционных норм о свободе передвижения, выбора места пребывания и жительства и связанных с ними норм о других правах и свободах граждан сыграли постановления Конституционного Суда РФ. Этими постановлениями признаны не соответствующими Конституции РФ многие законодательные нормы. Так, в Постановлении от 25 апреля 1995 г. по делу о проверке конституционности ч. 1, 2 ст. 54 Жилищного кодекса РФ Конституционный Суд РФ констатировал, что регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод (ст. 3 Закона), в том числе права на жилище.

2. Положения ч. 2 ст. 27 Конституции РФ основаны также на нормах международного права. В частности, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. провозглашает право человека покидать любую страну, включая собственную.

ЧС или «Повышенная готовность»?

Разобраться в деталях «самоизоляции Кузбасса» предлагает гость портала КузПресс Mary_Louise_G.

«Имеют ли нынешние ограничения законную силу? На волнующие граждан вопросы отвечает Сибдепо, ссылаясь на юристов Кузбасса.

В Кемеровской области с 31 марта усилены дополнительные ограничительные меры для жителей региона. Кузбассовцам не рекомендуется посещать церкви и иные религиозные объекты, гулять в парках, скверах, иных местах культуры и отдыха, детских площадках, находиться на расстоянии от других людей менее чем в 1,5 метрах, а также покидать места проживания.

Понимая всю важность и необходимость введенных мер, мы ни в коем случае не призываем игнорировать эти меры предосторожности, но считаем необходимым разъяснить с правовой точки зрения вопросы, возникающие у жителей региона.

Можно ли заниматься спортом на улице, гулять с детьми и нужно ли носить с собой паспорт при режиме «Повышенной готовности»?

На эти вопросы ответили юристы Кемеровской области.

Рекомендация Губернатора не нарушает это право, считает Олег Панчишин , адвокат Коллегии адвокатов «Регионсервис».

Нужно понимать, что режим «Повышенная готовность» имеет под собой соответствующую нормативную базу (его понятие, а также полномочия публичных органов раскрываются, в том числе, в Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и, помимо него, в Законе нашей области «О защите населения и территории Кемеровской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также ряде подзаконных актов).

Согласно данным нормативным актам у граждан имеется обязанность по выполнению установленных правил поведения при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации . В настоящее время на территории нашей области, очевидно, с учетом регулярно поступающих сведений об эпидемиологической обстановке, ограничение выхода на улицу без соответствующей существенной причины имеет форму рекомендации .

Издание таковых рекомендаций не противоречит нормам указанных законов и направлено, в том числе, на устранение угрозы возникновения чрезвычайной ситуации.

В случае успеха ситуация не выйдет за рамки указанного режима и не потребует принятия более жестких мер, по типу мер, которые мы видим во многих иных регионах, что позволит избежать как ещё большего ущерба для коммерческих организаций, так и бюджетных, и личных расходов и убытков.

К тому же, и такие рекомендации, и обязательные к применению распоряжения не являются спонтанными, а вырабатываются совместно с иными органами и должностными лицами государственной власти, например, Главным санитарным врачом, и предполагаются достаточными именно при условии их соблюдения, к чему и следует отнестись более ответственно, что поможет избежать ситуации, в которых данные рекомендации превратятся в обязательные для исполнения требования.

Такое требование не содержится даже в распоряжении Губернатора Кемеровской области — Кузбасса от 14.03.2020 № 21-рг «О введении режима „Повышенная готовность“ на территории Кемеровской области — Кузбасса и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (в редакции распоряжений Губернатора Кемеровской области — Кузбасса от 31.03.2020 г.), говорит юрист Евгений Ильченко.

Запись на плановую госпитализацию пациентов в медицинские организации стационарного типа, за исключением пациентов с заболеваниями, включенными в перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих; Запись на плановую госпитализацию пациентов в медицинские организации стационарного типа, за исключением пациентов с заболеваниями, включенными в перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих; Плановую диспансеризацию населения; Плановые профилактические осмотры населения, включая обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры отдельных профессиональных групп, за исключением медицинских осмотров по направлению призывной комиссии; Плановую вакцинацию детского и взрослого населения, за исключением вакцинации новорожденных детей в родильных домах и перинатальном центре; Оказание стоматологических услуг, за исключением заболеваний и состояний, требующих оказания стоматологической помощи в экстренной или неотложной форме.

О том, что медицинским организациям предоставлено право отказывать в приеме пациентов, в данном документе не говорится.

Более того, в ст. 11 ФЗ РФ 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 26.03.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» прямо установлена недопустимость отказа в оказании медицинской помощи .

Читайте также:  Процедура купли-продажи автомобиля - заключение и регистрация сделки

Опять же, указанным распоряжением губернатор «приостановил» деятельность многих предприятий (кафе, ночных клубов, курортов, магазинов и т. д.), однако, в нем не содержится запрет на пребывание на рабочем месте .

Меры по перемещению людей носят рекомендательный характер , и ответственности за прогулку с ребенком не установлены .

Действующее законодательство предусматривает ответственность за нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (ст. 6.3 КРФобАП) в виде (для физ.лиц) предупреждения или штрафа от 100 до 500 рублей.

Если человек, например, вернулся из другой страны и получил предписание Роспотребнадзора (санитарного врача) находиться дома , и его нарушил, то может наступить ответственность по ст. 19.4. КРФобАП — Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль. Для граждан это или предупреждение или штраф от 500 до 1000 рублей.

Однако, меры о которых мы говорим, направлены в том числе, на безопасность ребенка , а обеспечение безопасности ребенка — это прямая обязанность родителей, закрепленная в Семейном Кодексе РФ. И ответственность за ненадлежащие исполнение родительских обязанностей, полагаю, может наступить также на основании ст. 5.35 КРФоб АП, если легкомысленный родитель позволит ребенку заболеть или подвергнет его такому риску.

Не оштрафуют. По моему мнению, ответственность скорее может наступить если вы «наплюете» на здоровье ребенка, и сами тем самым совершите «неисполнение родителем своих обязанностей» ответственность за которое установлена ст. 5.35 КРФобАП.

Эти меры опять же носят рекомендательный характер и направлены на соблюдение правил в своих же собственных интересах.

Введение рекомендаций без необходимости не выходить из дома (а выходить только за продуктами в ближайший магазин, погулять с собакой, и сходить в аптеку) направлено на предупреждение распространение эпидемии, но доказывать человек никому ничего не обязан .

Тем более что, например, ближайшим может оказаться нелюбимый магазин. Меня как потребителя не устраивает его ассортимент, я хочу покупать продукты в другом, который тоже работает. Но он например, на 300 метров дальше. Кто мне может запретить, если нет комендантского часа ? Никто, разумеется.

Опять же, запрета на перемещение по улицам нет, и не может быть без введения ЧС .

Даже упомянутое распоряжение Губернатора говорит на этот счет — «Рекомендовать гражданам, проживающим в Кемеровской области — Кузбассе… Воздержаться от посещения парков, скверов, иных мест культуры и отдыха, детских площадок».

А уж соблюдать рекомендации или нет, дело каждого. Например, рекомендуется мыть руки, носить маски. А за немытые руки тоже штрафовать?

Надо разделять два понятия – карантин и самоизоляция . Карантина у нас официально нет.

А самоизоляция установлена под термином « рекомендуется ». Она не обязательна, и мер принуждения или мер ответственности за невыполнение рекомендаций не существует. Поэтому в Кузбассе перемещения внутри региона не ограничены .

Задать вопрос гуляющему ребенку или взрослому сотрудники полиции могут, но в рамках своих обычных полномочий: проверить документы, установить личность. Но требовать возвращения домой или ограничивать перемещение в настоящий момент полиция в нашем регионе не может . Это возможно только в случае введения Чрезвычайного Положения, полагает Крючков Антон, управляющий партнёр компании ЮрИнвест.

Руководитель Правового центра «Основной капитал » Ксения Куралова: Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 03.07.2019) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрены следующие режимы функционирования (не считая повседневного): — Режим повышенной готовности (ПГ) (если есть угроза ЧС) — Режим чрезвычайной ситуации (ЧС) — Режим чрезвычайного положения (ЧП).

Понятий «изоляция», «карантин» в этом акте нет . Они относятся к санитарной терминологии .

Но ни один из них не может ограничивать прав и свобод человека и гражданина, в том числе право свободного передвижения, гарантированного конституцией.

Об этом упоминается в том числе в статья 4.1. указанного закона. Именно на основании данной статьи и принято распоряжение Губернатора. Именно поэтому в тексте распоряжения звучит « рекомендовать гражданам не покидать места проживания (пребывания)…».

В отличие от ПГ и ЧС режим ЧП вводится Указом президента после одобрения Советом Федерации. Только в условиях ЧП может быть установлен запрет или введены условия передвижения .

Режим ЧП регулируется Федеральным конституционным законом о чрезвычайном положении. Особый режим передвижения, проверка паспортов, комендантский час, задержание граждан без документов – это все относится только к ситуации ЧП . Оно на территории РФ не введено.

Поэтому правоохранительные органы не вправе без повода требовать предъявления паспортов при выгуле собак и иных передвижениях, ссылаясь на распоряжение Губернатора. В некоторых регионах в аналогичных распоряжениях звучит формулировка «обязать», «запретить».

Как юрист я с ней не могу согласиться и меня печалит такое отношение к закону, хотя направленность таких запретов понятна. В настоящий момент успешно прошел три чтения в Государственной Думе и одобрен Советом Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Данный проект предусматривает расширенные права глав регионов по вопросу о введении дополнительных требованиях для граждан и организаций в период действия режима ЧС или режима повышенной готовности. При этом я исхожу из того, что распоряжением вводится именно режим повышенной готовности .

О карантине в пределах региона речи не идёт. Тогда как действительно по законодательству о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения могут быть введены ограничительные мероприятия (карантин).

Ссылка на основную публикацию
Свистит ремень генератора на Форд Фокус 2
Установка ремня генератора форд фокус Как заменить ремни кондиционера и генератора на Форд Фокус 2 1.6, 1.8 и 2.0 л....
Светильник на дачу своими руками Практическая электроника
Светильник на дачу своими руками Практическая электроника Автономный светильник? Именно об этом и пойдет речь в нашей статье. Собственная дача...
Светильники на солнечных батареях для дачи и сада 10 советов по выбору Строительный блог Вити Петро
Схема садового светильника на солнечной батарее Загородным участкам, особенно с большой площадью, требуется ночное освещение. Эту задачу можно решить разными...
Свистит ремень генератора почему и что делать чтобы устранить эту неисправность
Свист ремня Паджеро Свист ремня. Симптомы. Внедорожники Митсубиси Паджеро второго третьего и четвертого поколений, славятся наличием мелких “болячек”.Одной из них...
Adblock detector