Советский автопром завод имени Ленинского Комсомола — — LiveJournal

Советский автопром завод имени Ленинского Комсомола — — LiveJournal

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Давайте продолжим наши обсуждения советского автопрома. Кто пропустил первую часть, вспоминайте вот тут: Советский автопром: Горьковский Автомобильный Завод

Хочу рассказать о двух поколениях знаменитого завода имени Ленинского Комсомола (АЗЛК), в прошлом называвшегося Московским Заводом Малолитражных Автомобилей (МЗМА).

А именно о двух, пожалуй, самых успешных поколениях, втором и третьем.

Первый этап мы с вами попробуем обсудить немного позже, а начнём со второго. Этот этап мне ближе всего, потому что «Москвич — 407″ у меня стоит в гараже 🙂

Главная проходная завода ЗМА, 1950 г. В большинстве источников послевоенное название предприятия приводится как МЗМА – Московский завод малолитражных автомобилей. Фото из архива Виктора Андронова

В мае 1945 года принято Постановление Совета Министров СССР о развёртывании строительства автозавода по выпуску малолитражки автомобилей «Москвич» и о наименовании завода «Московский завод малолитражных автомобилей» (МЗМА).

Итак, 1956 год. Народу нужен был дешёвый массовый автомобиль. Только только появилась 21 Волга, но она была дорогой для средних слоёв населения, ЗИМ распределяли по должности, о ЗИСах вообще речи быть не могло. Запорожский завод по производству тракторов ещё 4 года будет «поспевать» до производства микролитражного автомобиля (ЗАЗ-965). И вот, в то время ещё МЗМА (переименован в АЗЛК в 1968 году). начинает выпуск модели под названием Москвич 402.

Главный конструктор Александр Федорович Андронов решил проблему большинства частей просто: двигатель с коробкой и почти вся ходовка от 401 Москвича (Слона). Ввиду отсутствия опыта у коллектива завода, в проектировании автомобиля активно участвовали члены коллективов других автомобилестроительных предприятий СССР. Участие специалистов с ГАЗ-а оказало сильное влияние на проектирующийся автомобиль, а учитывая тот факт, что в то же самое время на ГАЗ-е полным ходом шли разработка и подготовка производства новой модели среднего класса — «Волги» ГАЗ-21 — не выглядит удивительным что «Москвич» перенял от неё многие элементы своего дизайна. Эта внешняя схожесть подчёркивала, что на советские дороги выходит новое поколение легковых автомобилей.

Справка: Александр Федорович Андронов

Старейший работник автомобильной промышленности СССР, в течение многих лет главный конструктор Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА), профессор Московского автомеханического института (МАМИ).

С ранних лет связан с автомобильным производством: работал обкатчиком автомобилей НАМИ-1 на заводе “Спартак”, в 1930–1932 гг. – автомобильный инспектор Чуйского тракта на Алтае. С 1932 г. работал в Научном автотракторном институте (НАТИ) конструктором-исследователем. Участвовал в проектировании и испытании автомобиля Я-7Д, серии тяжелых грузовиков для Ярославского автозавода, многоместного автобуса вагонного типа НАТИ-А. Водителем участвовал в международном дизельном пробеге 1934 г.
В 1939 г. окончил МАМИ. В январе 1940 г. с целью ликвидации основного недостатка полугусеничного автомобиля ЗИС-22 – ненадежного движителя – предложил способ принудительного зацепления ведущих звездочек с гусеничной лентой. Впоследствии на основе этих предложений был создан полугусеничный грузовой автомобиль НАТИ-ЗИС-22-52, прототип будущего серийного ЗИС-42. В конце 1940 г. выполнил проект двухмоторного легкового полноприводного автомобиля с силовыми агрегатами КИМ-10.
В начале 1941 г. по собственной инициативе спроектировал полноприводный легковой автомобиль с двигателем ГАЗ-М1. На основе этой разработки весной 1941 г. был спроектирован и построен автомобиль АР-НАТИ. В начале войны занимался освоением производства полугусеничного автомобиля ЗИС-42. Как один из авторов этой машины и специалист по ее эксплуатации осенью 1942 г. был направлен военным инженером на Сталинградский фронт в отдельный зенитный артиллерийский дивизион, имевший на вооружении ЗИС-42. По возвращении в Москву в апреле 1943 г. работал в НАТИ, откуда был направлен на завод автозапчастей (бывший КИМ), где намечалось восстановление производства малолитражных автомобилей.
В должности начальника конструкторского бюро шасси с 1945 г. занимался технической документацией на “Москвич-400” и освоением его производства.

С 1949 года – главный конструктор МЗМА. При нем началось проектирование первых отечественных малолитражных автомобилей, стоявших на достаточно высоком техническом уровне и конкурентоспособных на мировом рынке. Последовательно, начиная с 1956 г., освоены принципиально новые модели базовых автомобилей МЗМА-402, -407, -408 и их многочисленные модификации, в том числе не имевшие мировых аналогов полноприводные МЗМА-410 и — 411. Выпущены опытные образцы полноприводных МЗМА-415 и -416 и транспортеров для движения по бездорожью. Постоянно проводилась модернизация автомобилей, что позволяло поддерживать их высокий уровень и соответствие требованиям эксплуатации.

Читайте также:  Ремонт LED подсветки матрицы телевизора LG – пошаговые действия

Делать полноприводные версии обычных легковых моделей сейчас престижно во всем мире. Правда, первыми до этого додумались в Советском Союзе около пятидесяти лет назад. Москвичи 410М. Седан, привод полный, двигатель объемом 1.3 литра и мощностью 45 лошадиных сил, трансмиссия механическая четырехступенчатая, максимальная скорость 90 км/ч, цена тестируемого автомобиля в конце пятидесятых годов прошлого века 18 тысяч рублей, автомобиль производился в СССР.

Внешне 410 от прародителя 407 практически ничем не отличается. Ну разве что хромированных деталей стало меньше и подрос немного. Да, по росту сынок явно перерос папочку, но выражение лица осталось прежним — добрый и трогательным. Садиться в подросшую машину значительно удобнее. Правда, салон откровенно узковат: левая рука упирается в дверь. Зато оснащение салона очень хорошее, по тем временам. Передние сидения имеют общую подушку, а половинки спинок можно регулировать независимо друг от друга. На приборной панели традиционные указатели температуры воды, давления масла, уровня бензина, а также амперметр и спидометр.

Москвич 410 — это мечта колхозника, а не горожанина. Этот Москвич — проходимец, а не гонщик. На бездорожье и открывается вся прелесть приемистого двигателя. Большая площадь остекления и маленький салон в данном случае это соотношение очень хорошие.

В этот период на МЗМА активно велись экспериментальные конструкторские работы Так появились открытый спортивный «Москвич-404» с форсированным четырёхкарбюраторным 60-сильным двигателем, купе на базе «Москвича-402», гоночные «формулы», на которых заводские гонщики не раз становились чемпионами страны.

Интересным был проект микроавтобуса «Москвич А9» — восьмиместного автомобиля с узлами «Москвичей» «-407» и «-410», созданного по заданию Министерства автомобильной промышленности СССР и соответствующего отдела Госплана. Опытный образец — был собран летом 1958 года. Однако, к началу шестидесятых завод вынужден был свернуть работы по этим перспективным проектам — не было ни средств, ни оборудования, ни площадей для их производства, в то время, как «сверху» постоянно поступали директивы об увеличении выпуска пользовавшихся спросом за рубежом базовых моделей. Ради увеличения производства экспортных модификаций пришлось отказаться и от полноприводных вариантов седана и универсала, и от «джипов», и от микроавтобуса.

В 1958 году производство модели 402 было остановлено, на смену пришла модель 407. Это дальнейшее развитие модели 402. Прежде всего, 407 отличался новым, более мощным верхнеклапанным (но всёж нижневальным) двигателем, взамен ранее применявшегося нижнеклапанного. Есть так же отличия интерьера и экстерьера.

В августе на Всемирной автомобильном выставке в Брюсселе автомобили «Москвич-407″ и «Москвич-423″ отмечены золотыми медалями.

История автомобильного завода АЗЛК

В мае 1929 года Советский Союз подписал с компанией «Форд» соглашение о строительстве автозавода. Это соглашение положило начало советскому автомобилю «Москвич». Построенный в Москве завод начал собирать легковые и грузовые автомобили марки Форд-А и Форд-АА. В 1933 году автомобильный завод был передан компании ГАЗ и стал выпускать ГАЗ-А и ГАЗ-АА. Одновременно с этим на заводе проектируют новую малолитражку КИМ-10. К 1940 году приступили к ее производству, также были разработаны модификации КИМ-10: кабриолет и седан. Вторая мировая война потребовала переквалификации автомобильного завода, на котором стали производить военную продукцию.

В 1945 году Совет Министров СССР постановил развертывание строительства автозавода по выпуску малолитражных автомобилей «Москвич». Спустя 2 года начался серийный выпуск автомобилей марки «Москвич». Первая модель была скопирована с Opel Kadett, из изменений можно отметить подвеску, рассчитанную на плохую дорогу. Частично эти автомобили выпускались на немецком оборудовании, которое было завезено из Германии.

В 1948 году инженеры разработали «Москвич-422», который производился с деревянным кузовом, чуть позже был создан «Москвич-420А» — кабриолет. 1952 год стал знаковым для Московского автомобильного завода, с конвейера было спущено 100 000 автомобилей модели «Москвич-400». Спустя 2 года эта модель была усовершенствована, появился новый модернизированный автомобиль «Москвич-401».

Читайте также:  Углекислый газ объем, масса и сгорание углекислого газа

В 1956 году провели очередную модернизацию, удалось увеличить мощность до 35 л.с., в этом же году появился «Москвич-407» с двигателем в 45 л.с. Последняя модель была отправлена на выставку в Брюссель, где завоевала золотые медали. Подтверждение качества советского автомобиля стало мощным толчком для увеличения доли его экспорта в европейские страны. На базе «Москвича» инженеры завода создавали всевозможные модификации: гоночные болиды, полноприводные, кабриолеты, купе, микроавтобус, универсал.

В 1964 году Московский автозавод начинает выпуск обновленного «Москвич-408» с обновленным кузовом, двигателем и системой освещения. Весной 1967 года завод выпустил свой миллионный автомобиль, который стал одной из самых элегантных автомобилей в СССР. В этом же году на дорогах страны появились автомобили модели «Москвич-412», обладающие долговечными двигателями, улучшенной отделкой. Автомобиль стал участником спортивных гонок, на которых не однажды завоевывал первые места.

Москвич

В 1968 году автомобильный завод Москвы получил новое название, известное сегодня многим, — Автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК). В 1975 году с конвейера завода сошел уже 2000 000-ый автомобиль. Через год «Москвич-412» уходит на заслуженный отдых, а его место на конвейерах занимают «Москвич-2140» и «Москвич-2138».

MOSKVICH ВОЗВРАЩАЕТСЯ НА ДОРОГУ

Немецкий концерн Фольксваген, которому с 2009-го года принадлежит бренд Москвич (Moskvich), заявил о возможном возвращении марки в производство.

Некогда легендарная отечественная автомобильная марка «Москвич» может вернуться на рынок. Современное поколение автолюбителей воспримет эту информацию с иронией: мол, куда там «совку» до Европы? Но возрождение старой марки автомобиля – это классический рыночный прием, интересный и для продавцов машин, и для их производителей.

«Москвич» и москвичи». Картина художницы Юлии Задворной

Очень кратко о «Москвиче». Идея производить народный автомобиль присуща автопроизводителем всех стран и во все времена. В довоенном СССР автомобилей в частном владении было совсем не много. И дело не в политике: для массового потребителя требовался небольшой, надежный и недорогой автомобиль. До войны такой машиной представлялся «Форд-Префект» – у нас он получил название КИМ (Коммунистический Интернационал молодежи) – и для его производства в Москве был построен завод. Редкая, «открытая» модификация «КИМ 10-50» видна в кадрах лирической кинокомедии «Сердца четырех», вышедшей на экраны в 1941 году…

В автомобиле «КИМ 10-50» артисты Валентина Серова и Евгений Самойлов. Кадр из фильма «Сердца четырех», Мосфильм, 1941 год

Производственные планы скомкала война. Выпущенные «КИМы» отправились на фронт, как штабные машины. Там и сгинули… А в конце войны на заводские площадки завода им. КИМ было завезено оборудование немецкого концерна «Опель», попавшее к нам по закону о репарации. Из двух малолитражных опелей, «Кадета» и «Олимпии» сами немецкие конструкторы (те, что были доставлены в Москву в комплекте с «пленным» автозаводом) сделали очень удачную по тем временам машину «Москвич» с индексом 400 и 401 (4 двери, как у продвинутой «Олимпии» и привычный нашим шоферам «распашной» капот-крыло, как у простенького «Кадета»)

«Москвич-401» из коллекции музея «Московский транспорт» на Рогожке. Фото

Андрей Гореловский / Москва меняется

«Москвич-401» из коллекции музея «Московский транспорт» на Рогожке. Фото

Андрей Гореловский / Москва меняется

Завод получил название МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей), и первый «Москвичок» уже вскорости поступил в продажу. Стоил он около 900 рублей (при средней зарплате 45-55 рублей), выпускался в двух двух вариантах – «закрытый» и «открытый». На кабриолете разъезжает героиня Марины Ладыниной в знаменитом фильме «Кубанские казаки».

Почтовый «Москвич-401/422» с кузовом, выполненным наполовину из металла, а наполовину из дерева (остряки прозвали его «Буратино») из коллекции музея «Московский транспорт» на Рогожке. Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется

50-60-е годы ознаменовались выпуском очень удачных автомобилей «Москвич» с индексами 407 и 403. Они отличались хорошим дизайном, достаточным по тем временам комфортом и безопасностью, и, как следствие, прекрасно покупались в Европе.

«Москвич-407» и «403» открывают коллекцию «Москвичей» в музее «Московский транспорт» на Рогожке. Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется

Обводы «Москвичей-407» и «403» из коллекции музея «Московский транспорт» на Рогожке. Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется

Настоящей легендой завода стала модель «Москвич-412». Элегантный и очень крепкий советский автомобиль в 1968 году неожиданно для всех отлично выступил на престижном ралли «Лондон – Сидней», где заводская команда оказалась единственной в мире, дошедшей от старта до финиша в полном составе! В итоге, в 70-е, наша машина экспортировалась более чем в 75 стран мира – она серийно выпускалась и с «левым», и с «правым» рулем!

Читайте также:  Андеграундный русский small-press десять независимых издательств — VATNIKSTAN

Юбилейный, двухмиллионный «Москвича-412» из коллекции музея «Московский транспорт» на Рогожке. Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется

Автор этой публикации был несказанно удивлен, когда лет так 10 назад получил от своего британского коллеги-журналиста Алана Диккинсона письмо с вопросом что за место такое «Uzhnyi Port», где можно купить любые детали к машине «Moskvich»? Дело в том, что дедушка моего коллеги до сих пор ездит по Шотландии на «Москвиче», купленном в конце 70-х! Машина передается в семье по наследству. Помню, сколько всего просто так – на халяву! – подарили британцу торговцы с «Южки», удивленные его историей и списком деталей, объемом в пол машины!

В фильме «Необыкновенные приключения итальянцев в России» наш «Москвич» под управлением Андрея Миронова форсирует под водой реку, и итальянцы голосят «Осторожно, не задавите рыбку. » Но это, конечно же, киношутка.

«Праворульный» экспортный «Москвич-408» из коллекции музея «Московский транспорт» на Рогожке. Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется

Параллельно с машиной «для взрослых» выпускался и детский, «педальный» автомобильчик «Москвич». Он выдержал три смены модельного ряда! Производился он так же на конвейере, но только на своем, маленьком, под стать машинке.

Педальный «Москвичок» из коллекции музея «Московский транспорт» на Рогожке. Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется

Гоночный «Москвич-Г5» (ГМ5), на котором были поставлены всесоюзные рекорды скорости в 1969, 1972 и 1973 годах. С двигателем 1800 куб. см машина развивала скорость 240 км в час. Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется

Крах завода АЗЛК (Автомобильный завод имени Ленинского Комсомола) и самой марки «Москвич» начался в конце 80-х и окончательно состоялся уже в 90-е годы. Одной из причин был развал системы социалистической интеграции стран СЭВ и развал самого СССР. К примеру, на московский конвейер со сбоем поставлялось электрооборудование из Болгарии, детали салонов для «люксового» варианта «Москвича-2140» из Югославии…

Машина же с индексом «2141», прототипом которой стала легендарная по тиражности европейская машина «Simca», она же «Renault-18», после упрощения конструкции (для снижения себестоимости производства) и «пересадки» на наши двигатели вообще не выдержала конкуренции с переднеприводными «ВАЗ 2108» и «2109». Надо признать, перемудрили тогда с 41-м «Москвичом»

Подкапотное пространство электромобиля на базе 41-го семейства «Москвич-2335-Е1» из коллекции музея «Московский транспорт» на Рогожке. Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется

Последний «Москвич-2141» сошел с конвейера АЗЛК в 2001 или даже 2002 году. Наши дороги не увидели ни перспективную советско-чешскую машину «Москвич-2139 «Арбат», ни мощный «Москвич 3-5-6», ни многие другие разработки московских конструкторов и дизайнеров. Наша армия так и не получила на вооружение «боевой пикап» с пулеметной турелью «Москвич-234421»…

«Боевая раскраска» армейского «Москвича-234421» из коллекции музея «Московский транспорт» на Рогожке. Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется

Салон экспериментального минивэна «Москвич» из коллекции музея «Московский транспорт» на Рогожке. Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется

Что происходит с «Москвичом» сегодня? Он жив! Рыночная цена подержанного «412», «2140», «2141» очень невысока – тысяч 20-25, что позволяет дать ему вторую жизнь. Молодежь смело тюнингует дедушкины машины, доводя их, порой, до неузнаваемости. Любых деталей на рынке полно: хочешь, «лифтуй» – делай вездеходного монстра, а хочешь, «присаживай» для соревнований по дрифту. Есть в Москве ретро-раллийная команда, выступающая исключительно на неубиваемых «Москвичах».

Раллийные «Москвичи» из коллекции музея «Московский транспорт» на Рогожке. Фото © Андрей Гореловский / Москва меняется

Что будет с маркой «Москвич» завтра? Скорее всего, она будет иметь зарубежное начертание «Moskvich». Скорее всего, машину будут производить в Калуге и, скорее всего, на одной из «платформ» Фольксвагена. Поживем, увидим!

Текст © Андрей Гореловский / Москва меняется

Ссылка на основную публикацию
Снятие головки блока цилиндров и замена прокладки ГБЦ Ремонт Нивы ВАЗ 2121
Замена прокладки ГБЦ Нива Шевроле, замена прокладки головки блока цилиндров своими руками в ваз 2123 В двигателе любого автомобиля между...
Смазка ШРУС как выбрать, когда менять
Какая смазка для ШРУСа лучше, сколько набивать Какая смазка для ШРУСа лучше и зачем она нужна? Автомобили с передним приводом...
Смазки для подшипников электродвигателей — Электрика в доме
Проверка и замена подшипников в электродвигателе Создание вращения – вот главная задача электродвигателя . В двигателях есть подшипники , которые...
Снятие и замена лобового стекла Лада Приора своими руками
Замена лобового стекла своими руками В процессе эксплуатации автомобиля практически каждый водитель сталкивается с проблемой повреждения лобового остекления. В таких...
Adblock detector