Смазка Литол 24 характеристики, применение, ГОСТ 1

Смазка Газпромнефть ЛИТОЛ-24 Характеристики, артикулы и отзывы

ЛИТОЛ-24 Газпромнефть – это классическая пластичная смазка от известнейшего российского производителя ГСМ. Название Литол знакомо всем автомобилистам еще со времен Советского Союза. Продукт, о котором пойдет речь в этой статье, создан в лучших традициях тех времен. Однако дополнен пакетом современнейших присадок, которые наделяют смазку превосходными техническими и эксплуатационными характеристиками.

Описание продукта

GAZPROMNEFT ЛИТОЛ-24 представляет собою минеральное смазывающее вещество, пластичное, универсального применения. В качестве базы задействованы минеральное масло, литиевое мыло, комплекс современных присадок. Распространяется в таре объемами 0,15 кг, 0,35 кг, 0,4 кг, 0,8 кг, 15 кг, 18 кг, 45 кг, 170 кг.

Смазка водостойкая, не растекается от воздействия воды и высоких температур, защищает детали и механизмы от ржавления. Имеет внушительный температурный интервал от -40 до +120°С, а кратковременно может выдержать и +130 градусов.

Отличается высокой стабильностью к любым видам воздействия. Очень плотно сцепляется с металлическими поверхностями, хорошо держится при нагревании, при воздействии центробежной силы и различных нагрузок. Консистенция смазки отличается высокой стабильностью в различных условиях.

Предотвращает износ деталей от механического воздействия, коррозии, ржавчины и других факторов. Обеспечивает надежную смазку и нормальное функционирование пар трения с даже значительной степенью износа.

Область применения

ЛИТОЛ Газпромнефть предназначена для обработки подшипников качения и скольжения, шарниров, зубчатых и прочих передач, любых поверхностей трения в различных средствах передвижения, в промышленных механизмах и машинах и для прочих целей (гусеничная, колесная техника и тд).

Технические характеристики

Наименование Значение и единицы измерения
Температура каплепадения 190 °С
Пенетрация при 25°С с перемешиванием 240 10 -1 мм
Вязкость при -20 °С и среднем градиенте скорости деформации 10 С -1 641 Па*с
Вязкость при 0 °С и среднем градиенте скорости деформации 10 С -1 221 Па*с
Вязкость при 50 °С и среднем градиенте скорости деформации 10 С -1 9,9 Па*с
Предел прочности на сдвиг при 20 °С 745 Па
Предел прочности на сдвиг при 80 °С 235 Па
Коллоидная стабильность 11 %
Трибологические характеристики при 20±5 °С на ЧШМ: индекс задира (Из) 28,2 Н
Трибологические характеристики при 20±5 °С на ЧШМ: нагрузка сваривания (Рс) 1410 Н
Трибологические характеристики при 20±5 °С на ЧШМ: критическая нагрузка (Рк) 630 Н

Одобрения, допуски и спецификации

  • DIN 51 502 K 3 K -40.

Форма выпуска и артикулы

  1. 2389906978 GAZPROMNEFT ЛИТОЛ-24 (пакет) 0,100 кг;
  2. 2389901373 GAZPROMNEFT ЛИТОЛ-24 (тюбик) 0,170 кг;
  3. 2389907067 GAZPROMNEFT ЛИТОЛ-24 (пакет) 0,3 кг;
  4. 2389901374 GAZPROMNEFT ЛИТОЛ-24 (тюбик) 0,355 кг;
  5. 2389906872 GAZPROMNEFT ЛИТОЛ-24 (пластиковая туба) 0,4 кг;
  6. 2389901375 GAZPROMNEFT ЛИТОЛ-24 (банка) 0,85 кг;
  7. 2389906570 GAZPROMNEFT ЛИТОЛ-24 (ведро) 18 кг;
  8. 2389901378 GAZPROMNEFT ЛИТОЛ-24 (бочка) 170 кг.

Инструкция по применению

Смазка наносится вручную или с помощью специальных приспособлений на предварительно очищенную часть механизма.

Преимущества и недостатки

Смазка ЛИТОЛ-24 GAZPROMNEFT обладает следующими преимуществами:

  • повышенная коллоидная, механическая, химическая устойчивость;
  • невосприимчивость к воде и повышенной влажности;
  • сохранение консистенции смазочных свойств в широком диапазоне температур;
  • превосходная защита от износа пар трения;
  • отличная адгезия по отношению к металлическим поверхностям;
  • предотвращение всех видов износа.

Как можно судить по отзывам потребителей, недостатков у этого продукта нет. Все отмечают его полное соответствие заявленным техническим характеристикам.

Видео

Отзывы

Артем, 34 года

ЛИТОЛ Газпром ничуть не хуже, чем в советское время. Крепко прилипает к поверхности, отлично смазывает, не дает ржаветь и прикипать деталям. Водостойкость – отличная.

Роман, 30 лет

ЛИТОЛ-24 газпром хорошая, универсальная смазка. Густая, хорошо ложится, долго держится, не течет даже при перегреве и при попадании воды. Без резкого запаха. Небольшого количества хватает надолго. Еще и стоит недорого. Рекомендую.

Сергей, 47 лет

Отечественная смазка со скромным названием литол ничуть не хуже дорогущих брендовых смазок. А может, даже и лучше. Использую ее не только для машины, но и в быту. Смазывает превосходно, устраняет все нехорошие звуки, не дает ржаветь.

Литол-24

Все современное промышленное, транспортное оборудование и особенно подшипники работают высокими нагрузками. Для поддержания эксплуатационных свойств всех механизмов необходим качественный смазочный материал. Достойно выполняет свою миссию Литол-24.

Всем знакомо выражение: «не помажешь, не поедешь». Но применяется оно теперь для характеристики сферы совершенно отдаленной от механики. Хотя в первую очередь эта фраза непосредственно относится к механическим узлам и агрегатам. Ведь без хорошей смазки невозможно представить качественной работы механизмов и узлов, работающих в условиях жесткого трения. И здесь находит применение Литол. Потому что у него есть все необходимые характеристики:

  1. Стойкостью к агрессивным средам. Она выражается коллоидной стабильностью, которая у Литола не превышает 12%. Это означает, что смазка при тяжелых условиях эксплуатации будет сохранять свои потребительские свойства;
  2. Водостойкость. Литол отлично противодействует попаданию воды на ответственные сопряжения даже при высоких температурах. Ведь характеристика температуры каплепадения у Литола не ниже 185 градусов;
  3. Высокий предел прочности при температурах до 20 градусов она достигает 1000 Па, а при повышении до 80 градусов снижается до 200 Па;
  4. Хорошей консистенцией и сопротивлением к испарению. При температуре 120 градусов Литол испаряется за час не более чем на 6%;
  5. Выдерживает высокие нагрузки сваривания, более 1981 Н и критические не менее 617 Н;
  6. Обладает достаточной текучестью при холодной температуре равной -20, этот показатель достигает 6500 П. При высоких температурах, достигающих 80 градусов текучесть материала снижается до 80 П.

Перечисленные характеристики позволяют использовать Литол там, где дорогостоящие смазочные материалы от Esso или British Petrolium не оказывают нужного эффекта.

Широкая область применения

Литол-24 применяется везде. Трудно даже придумать области применения, где он и его особенности, свойства не нужны. Весь секрет характеристики пластичной смазки заключается в правильно подобранных пропорциях минерального масла, загущенного литиевым маслом и комплекта специальных присадок. Поэтому в использование Литол применяется в качестве смазочного материала для широкого спектра оборудования и устройств:

  • В промышленности для станков, прокатных станов;
  • Для смазки агрегатов и узлов различных механизмов, оборудования, применяемого на транспорте и в других ответственных сферах жизнедеятельности человека.

Но особенно большое распространение Литол получил в качестве смазки для подшипников качения, скольжения.

Незаменимая смазка для автотранспорта

Благодаря идеальному соотношению эксплуатационных свойств, характеристик и цены Литол стал незаменимым спутником советского, а теперь и российского автопрома. Более надежного и дешевого смазочного материала для подшипников качения, и скольжения в целом мире не найти.

Государственные стандарты на Литол-24 были приняты еще в далеком 1987 году и с тех пор они мало в чем поменялись. Потому что этот смазочный материал доказал на деле, что лучше его ни что не справится с нагрузками в подшипниках. Поэтому практически во все ступичные, опорные подшипники автомобиля Литол-24 идет в качестве набивки. Затем для увеличения эффекта рекомендуется полученные детали тщательно промазать этой же смазкой. Не обходится без Литола отечественное автомобилестроение при смазке карданных крестовин, шаровые опоры и другие резьбовые соединения рулевого управления и ходовой. В этих узлах Литол-24 выполняет не только эффект смазки, но и антикоррозионное действие. Иными словами, характеристики и лидирующие позиции данного смазочного материала в российском автопроме, неоспоримы. Но стоит помнить, что в ШРУСах применяется смазка на молибденовой основе, а не литиевой. Большинство автолюбителей солидарны с отечественными инженерами-конструкторами и используют Литол и его особенности не только при ремонте транспортных средств, но и в бытовых нуждах. Ведь в составе этой смазки отсутствуют аллергенные вещества.

Также подкупает и срок годности смазочного материала, который производителем ограничен 5 годами. На самом деле при правильном хранении эта смазка не имеет ограничений по применению. Поэтому Литол-24 РК идеально подходит в качестве консерванта металлических конструкций, изделий. Единственное, что нужно помнить при работе с Литол это то, что он является производным нефти, а соответственно нужно учитывать все последствия от контакта с бензольными кольцами.

В преимуществах находятся недостатки

Благодаря своей консистенции Литол может работать при низких и высоких температурах. Вот отсюда и вытекают его основные недостатки – это низкие трибологические характеристики. В частности, особое внимание вызывают такие характеристики:

  • Низкий показатель индекса задира, равный 28 кгс. Тогда как у трансмиссионного масла марки ТМ5-18 он составляет 58 кгс;
  • Невысокий показатель нагрузки при сваривании, более 1410 Н. А у ТМ5-18 эта цифра составляет не менее 3687Н.

Поэтому универсальность пластичной смазки ограничивается применением на закрытых поверхностях с повышенным трением. Где используются конструкционные, подшипниковые стали или другие металлы не склонные к задирам или деформациям под действием высоких температур. Характеристики Литол-24 идеально подходят при использовании внутри ответственных механизмов с учетом основного преимущества этой смазки перед конкурентами – соотношения цены к качеству.

Сравнение не в пользу конкурентов

На протяжении более 30 лет Литол-24 применяется в автомобилестроении и никакие другие смазки не способны пошатнуть его лидирующие позиции на рынке смазочных материалов. Все дело в цене. Дело в том, что аналоги, схожие по характеристикам, импортного производства:

  • Alvania, Retinax от Shell;
  • Продукция Castrol;
  • Mobilux, Mobilgrease от Mobil;
  • Смазки Agip.

И многих других именитых европейских и американских брендов значительно превосходят отечественный продукт по стоимости.

Эксплуатация агрегатов, оборудования, механизмов и потребительские свойства отличаются не значительно или в конечном итоге разницы нет вообще. Поэтому главное правило при подборе смазочных материалов заключается в том, чтобы характеристики смазки подходили под материал трущихся поверхностей и рабочую среду.

Что такое Литол-24? Чем отличается от Солидола и чем можно заменить?

Среди пластичных смазок широкое распространение получили литиевые – литолы. Их стандартной рецептуре несколько десятилетий, автопром за эти годы изменился существенно, в отличие от технологии производства густой «классики». Чем хорош литол и применим ли в современных авто? Давайте разбираться.

  1. Что такое Литол?
  2. Внешний вид и цвет
  3. Консистенция
  4. Состав смазки
  5. Стандарты и ГОСТы
  6. Спецификации
  7. Допуски
  8. Основные свойства
  9. Технические характеристики смазки
  10. Классификация Литолов
  11. ЦИАТИМ-201
  12. ЦИАТИМ-202
  13. ЦИАТИМ-203
  14. Литол-24
  15. В чем их отличие
  16. Область применения Литол-24
  17. Особенности применения
  18. Где применяют Литол?
  19. Где еще можно применить?
  20. Какой расход Литола?
  21. Инструменты для использования
  22. Преимущества и недостатки
  23. Плюсы
  24. Минусы
  25. Почему смазка Литол-24 популярна у водителей?
  26. Список надежных производителей
  27. Формы выпуска и артикулы
  28. Сроки и способы хранения
  29. Меры предосторожности
  30. Аналоги и конкуренты
  31. Аэрозольные литиевые смазки
  32. WD-40 SPECIALIST
  33. Чем заменить Литол?
  34. Зачем заменять Литол?
  35. Заключение

Что такое Литол?

Литол – это самая известная в России и странах СНГ универсальная консистентная смазка на литиевом загустителе.

Внешний вид и цвет

Лубриканты на литиевом мыле бывают разных цветов. Этот параметр зависит от присадок и красителей, которые вводит производитель. Автовладельцы упоминают о белом и бордовом (вишневом), синем и зеленом Литоле. Однако по стандарту спектр его оттенков – янтарный: начинается светло-желтым и заканчивается коричневым.

Нехарактерный цвет должен насторожить: либо перед вами не Литол, либо его состав не соответствует нормам.

В СССР смазка была прозрачной. Изменение и добавление компонентов влияет на эту характеристику – материал мутнеет. Прозрачность современного Литола может различаться у разных изготовителей, но не влияет на свойства продукта.

Консистенция

Смазочные материалы семейства литолов – однородные, плотные.

Консистенция по ISO 2137 – полутвердая.

Содержимое упаковки похоже на густую мазь и выглядит, как вазелин или вареная сгущенка. У оригинального Литола характеристики вязкости тяготеют к классу 3 по NLGI.

Состав смазки

  1. основу Литола составляет смесь минеральных масел со значением вязкости 60-75 мм 2 /с (при 50°С).
  2. база загущается гидроксидом лития с оксистеариновой кислотой или ее глицеридом. Доля загустителя в среднем – 10-13%.
  3. в классический состав входят также антиоксидант дифениламин (0,5%) или неозон-Д (0,7%) и вязкостная присадка – полиизобутилен П-20 (4%).

Стандарты и ГОСТы

Технологию изготовления, состав и свойства литиевых смазок регулируют государственные стандарты или технические условия: например, Литол 24 – ГОСТ 21150-87 (переиздан как ГОСТ 21150-2017). Этот же стандарт описывает модификацию Литол-24РК, предназначенную для консервации узлов трения.

Спецификации

  • NLGI – 3;
  • DIN 51 502 – K3K-40.

Допуски

  • МВК Госстандарта РФ № 814/422;
  • OEM допуск ФИАТ–ВАЗ 55588.

Основные свойства

Смазка не содержит в составе воды и проявляет отличные влагостойкие и антикоррозийные свойства.

Литолу присуща повышенная устойчивость к сдвигу, химическому воздействию и перепадам температуры. Он является диэлектриком.

Эксплуатационные характеристики сохраняются при температуре от ‑40°С до +120°С, кратковременно – при +130°С. При морозах -30°С и ниже Литол может загустевать, но нагрев обработанных им узлов в процессе работы восстанавливает его свойства. Плотность материала неизменна при нагреве.

Материал горюч! Вспыхивает в закрытом тигле при 183°С, в открытом – при 199°С. Температурные пределы воспламенения от 250°С до 364°С.

Технические характеристики смазки

Базовые параметры Литола по ГОСТ представлены в таблице.

Наименование Значение
Коллоидная стабильность (% выделяемого масла), max 12%
Испаряемость(t 120°С), max 6%
Температура каплепадения, min 185°С
Плотность (при температуре 15°С) 892 г/см3
Число пенетрации (t 25°С) 220-260
Динамическая вязкость(t-20/0/50°С при среднем градиенте скорости деформации 10/10/100 с-1) 650/280/8 Па·с
Предел прочности (t 20/80°С) 500-1000/>200 Па
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH, max 0,1%
Массовая доля механических примесей, max 0,05%
Нагрузка сваривания Рс, Н(кгс) 1410 (141)
Критическая нагрузка Рк, Н(кгс) 630 (63)
Индекс задира 28
Изменение объема/твердости резины (марка26-44),% ±8

Значения параметров продукта разных производителей могут отличаться.

Классификация Литолов

Семейство литолов представлено несколькими популярными марками ЦИАТИМ и Литол 24. Все смазки трехкомпонентные (база, загуститель, наполнитель), многоцелевого назначения.

ЦИАТИМ-201

Простейшая морозостойкая смазка на базе минерального масла со стеаратом лития и антиокислительной присадкой. Разрабатывалась для широкого применения. Стандарт ГОСТ 6267-74.

ЦИАТИМ-202

Всесезонная смазка на основе трансформаторного и авиационного масла с литиевым мылом высших жирных кислот и антиоксидантом. Схожа по составу с Циатим-201. В большинстве случаев эти смазки взаимозаменяемы. Стандарт ГОСТ 11110-75.

ЦИАТИМ-203

Морозостойкая смазка на базе трансформаторного или веретенного масла с литиевым мылом саломаса, противозадирной и вязкостной присадками. По качествам превосходит упомянутые. Стандарт ГОСТ 8773-73.

Литол-24

Всесезонная универсальная смазка на основе минеральных масел с возможной примесью синтетики, загущенной литиевым мылом, с вязкостной присадкой и антиоксидантом. Может заменить все перечисленные. Стандарт ГОСТ 21150-87 (21150-2017).

В чем их отличие

Несмотря на схожий состав литольных лубрикантов, их разновидности имеют существенные различия в эксплуатационных характеристиках:

Марка Диапазон температур Механическая стабильность Коллоидная стабильность Предел прочности Другие особенности
ЦИАТИМ-201 от -60°С
до +90°С
Низкая Низкая Низкий Морозостойкость, гигроскопичность, несовместимость с пластмассами и резиной
ЦИАТИМ-202 от -50°С
до +120°С
Низкая Средняя Низкий Морозостойкость, водостойкость, гигроскопичность
ЦИАТИМ-203 от -50°С
до +90°С
Средняя Высокая Низкий Морозостойкость, гигроскопичность, водостойкость, противозадирные свойства
ЛИТОЛ-24 от -40°С
до +120°С
Высокая Высокая Высокий Термоустойчивость, гигроскопичность, водостойкость, антифрикционные и антикоррозийные свойства

Продукты марки ЦИАТИМ ориентированы на суровые погодные условия или эксплуатацию зимой. Всесезонной можно назвать только смазку ЦИАТИМ-202, однако по механической и коллоидной стабильности она значительно уступает ЛИТОЛУ 24.

Область применения Литол-24

Основное назначение Литола – смазывание поверхностей и узлов трения с низкой и средней нагрузкой, а также с повышенной нагрузкой при малых оборотах: протяжных тросов, петель, подшипников, валов, осей, шлицевых соединений, ступиц, суппортов, шарниров.

Особенности применения

В эксплуатации продукта есть несколько важных ограничений:

  • Нельзя применять для смазывания ШРУСов.
  • Нельзя смешивать с силиконовыми смазками и составами на кальциевых загустителях.

Распространено мнение о несовместимости Литола с алюминием и его сплавами, особенно во влажной среде. Официальных предостережений об этом нет, а бытовые опыты не подтверждают разрушительного воздействия.

Где применяют Литол?

Литол широко применяется в обслуживании легковых и грузовых автомобилей, гусеничного транспорта, специализированной сельскохозяйственной, дорожной и иной транспортной техники. Детали, подлежащие обработке этим ГСМ:

  • подшипники скольжения разных типов;
  • закрытые и открытые подшипники каченияходовой части, трансмиссии, подвески и навесного оборудования (ступицы, опоры, поворотные кулаки, полуоси, зубчатые и другие передачи, крестовины кардана заднего привода, муфты, помпы, генераторы и т.д.);
  • резьбовые и шарнирные соединения;
  • направляющие (стеклоподъемники, люк и т.д.);
  • малонагруженные исполнительные механизмы;
  • тросики, тяги и т.д.;
  • электрические колодки и разъемы, клеммы аккумулятора;
  • петли дверей и крышек.

Где еще можно применить?

Помимо автомобилестроения, Литол 24 используют при ремонте и обслуживании железнодорожного и воздушного транспорта, судов, отраслевой спецтехники, промышленных станков и механизмов, электротехники. На тематических форумах встречаются упоминания об использовании смазки для бытовых нужд (смазка для дверных и мебельных петель, электроинструмента).

Какой расход Литола?

Согласно методичке Минтранса России, нормативный расход пластичных смазок для легковых автомобилей он составляет 0,1 кг на каждые 100 л топлива.

Более подробные рекомендации по отечественным авто до начала 90-х указывались в химмотологических картах. Например, в подшипник переднего колеса ВАЗ-2105 закладывается 65 г Литола, в шарниры рулевых тяг – по 15 г и т.д. Сейчас заводы-изготовители не обязаны составлять такие карты, и часто информации о расходе ГСМ нет.

Сошедший с конвейера автомобиль ходит на заводских смазках до 30-40 тысяч км, для дальнейшей эксплуатации рекомендуют заменять их полностью или восполнять выработанный объем.

Сколько Литола закладывать в подшипники, можно вычислить самостоятельно по формуле:

где V – объем смазки (мл), D и B – внешний диаметр и высота (ширина) подшипника (см) соответственно.

Читайте также:  Citroen C5 масло для двигателей какое и сколько лить
Ссылка на основную публикацию
Слабые места Сузуки Гранд Витара 2 с пробегом (Suzuki Grand Vitara)
Выносливый и верный Многое познается в сравнении. На сей раз пословица подошла как нельзя кстати. Наверное, лучше всех нам, сотрудникам...
Сколько стоит человек на органы в рублях в 2020 году
Сколько стоят органы человека Как известно, все мы по-своему уникальны и бесценны. Несмотря на это, каждый из нас мог однажды...
Сколько стоят номера на машину — дубликат, новые, красивые, зеркальные
Сколько стоят красивые номера на авто Вспомните, с каким трепетом вы ожидали получения новенького автомобиля, а вместе с ним –...
Слабые места Шевроле Лачетти достоинства и недостатки; Ремонт мото, авто и заказ запчастей
Отзывы владельцев Шевроле Лачетти плюсы и минусы, недостатки, проблемы Актуальные цены на автомобили этой модели: подержанные новые Что будет за...
Adblock detector