Сборка и установка шатунно-поршневой группы на двигатель ТО и ТР автомобиля

Сборка и установка поршней и шатунов

• Установка деталей производится в порядке, обратном снятию. При установке деталей обратите внимание на следующие операции.

1. (Двигатель 4D68) Сборка шатуна, поршневого пальца и поршня.

а) Совместите поршень с шатуном.

б) Совместите передние метки и вставьте поршневой палец. Поршневой палец должен быть плавно вставлен на свое место нажатием руки. Замените поршневой палец, если после сборки имеет место ощутимый люфт.

2. Установка маслосъемного кольца,

а) Установите расширитель маслосъемного кольца в канавку под кольцо в поршне.

— Убедитесь, что зазоры в замках скребков и расширителя расположены, как показано на рисунке.

— Расширитель и скребки (новые) имеют цветовую метку в соответствие со своими размерами, как описано ниже.

Идентификационный цвет

ремонтный (0,25 мм)

ремонтный (0,50 мм)

ремонтный (0,75 мм)

ремонтный (1,00 мм)

б) Установите верхний скребок маслосъемного кольца. Для установки верхнего скребка сначала установите один конец скребка в поршневую канавку, затем заведите остальную часть скребка пальцем, как показано на рисунке.

Внимание: в отличие от других частей поршневых колец скребок масло — съемного кольца может сломаться при его расширении экспандером поршневых колец.

в) Установите нижний скребок маслосъемного кольца таким же образом, как и верхний.

г) Проверьте правильность установки маслосъемного кольца, состоящего из трех деталей. При правильной установке маслосъемного кольца скребки должны плавно вращаться в любом направлении.

3. Установка компрессионных колец №1 и №2. Экспандером для компрессионных колец установите компрессионные кольца №1 и №2 идентификационной меткой вверх.

Примечание: — Обратите внимание на разницу в конструкции компрессионных колец №1 и №2.

— Каждое компрессионное кольцо имеет размерную идентификационную метку, выполненную штамповкой на концах кольца. При установке расположите кольцо так, чтобы метка была сверху.

Для двигателей серии 4G1.

Для двигателей серии 4G9.

Для двигателя 4D68.

4. Установка поршня и шатуна в сборе.

а) Смажьте моторным маслом поверхности поршня и поршневых колец.

б) Расположите замки компрессионных колец и маслосъемного кольца (расширителя и скребков), как показано на рисунке.

Двигатели серий 4G1 и 4G9.

Двигатель 4D68.

в) Проверните коленчатый вал таким образом, чтобы шатунная шейка вала встала посередине отверстия цилиндра.

г) Используйте подходящие протекторы для резьбовых элементов болтов шатунов перед установкой поршня с шатуном в сборе в отверстие цилиндра. Это позволит избежать повреждений рабочей зоны шеек коленчатого вала.

д) С помощью специального приспособления для сжатия колец установите поршень с шатуном в сборе в отверстие цилиндра блока.

Внимание: поршень с шатуном в сборе должен быть установлен в блок цилиндров так, чтобы метка на поршне была направлена к передней части двигателя (к ремню привода ГРМ).

5. (Двигатели серии 4G1) Подбор вкладышей шатунного подшипника.

(Модели выпуска с мая 1995 г.)

При замене вкладышей шатунного подшипника подбирайте их по приведенной таблице в соответствии с символьной и цветовой метками коленчатого вала, цветовой меткой шатуна и символьной меткой вкладышей шатунного подшипника.

6. (Двигатели серии 4G9) Установка вкладышей шатунного подшипника. При замене вкладышей шатунного подшипника подбирайте их по приведенной таблице в соответствии с размерной группой (символьными метками) коленчатого вала, цветовой и символьной метками вкладышей шатунного подшипника.

Примечание: номинальный внутренний диаметр нижней головки шатуна 48,000 — 48,015 мм.

7. (Двигатель 4D68) Подбор вкладышей шатунного подшипника. При замене вкладышей шатунного подшипника подбирайте их по приведенной таблице в соответствии с цветовыми метками коленчатого вала и символьными метками вкладышей шатунного подшипника.

Читайте также:  Выбираем варианты как доехать до Великого Новгорода из Москвы — OneKu

Замена цилиндро-поршневой группы автомобильного двигателя.

Иногда возникает необходимость замены цилиндро-поршневой группы. В этой статье описан порядок действий по ее замене.

Когда нужна замена цилиндро-поршневой группы(ЦПГ)?

Замена нужна в случае серьезного повреждения гильз и поршней, вызванных лопнувшими кольцами, заклинивания мотора, износа цилиндров, сточенных до размеров последнего ремонта, или для форсирования двигателя. ЦПГ включает в себя гильзы цилиндров, поршни, поршневые пальцы, и поршневые кольца.

Особенности подборки и замены ЦПГ.

Приобретая комплект ЦПГ(иногда он называется гильзо-поршневая группа), не забудьте взвесить все поршни и шатуны. Если вы меняете шатуны, взвесьте новые, если нет, взвесьте старые. Разница в весе пары поршень-шатун для любого цилиндра не должна превышать 3-5 грамм. При разнице 10-15 грамм двигатель будет трястись во время работы. Разница в 20 и больше грамм будет сокращать ресурс мотора. Возможно удастся компенсировать разницу в весе используя более тяжелые шатуны с самыми легкими поршнями, и самые легкие шатуны с самыми тяжелыми поршнями.

Удобней менять ЦПГ на снятом двигателе. Замена ЦПГ на двигателе, установленном на автомобиле возможна лишь на моторах, в которых вставные гильзы можно просто выбить.

Замена ЦПГ

Для того, чтобы заменить ЦПГ, сделайте следующее:
1) Закатите автомобиль на яму. Можно делать и лежа под автомобилем, но неудобно.
2) Отключите и уберите аккумулятор.
3) Слейте масло и охлаждающую жидкость.
4) Если есть возможность снять двигатель, снимите и положите на моторный стол. Если нет, придется все делать на автомобиле.
5) Отсоедините все навесные узлы, карбюратор, коллекторы, гидроусилитель руля, инжектор.
6) Снимите головку блока цилиндров.
7) Снимите масляный поддон двигателя.
8) Открутите гайки бугелей шатунов, и снимите бугеля.
9) Осторожно постукивая рукояткой молотка, выбейте все поршни.
10) Положите вынутые поршни в керосин. Если вместе с ЦПГ меняете и шатуны, эта операция не нужна.
11) Подберите по весу поршень, палец и шатун для каждого цилиндра.
12) Специальным съемником извлеките гильзы из блока цилиндров.

13) Запрессуйте новые гильзы. В зависимости от модели двигателя могут понадобиться дополнительные действия. За подробностями обратитесь к инструкции по ремонту вашего автомобиля.

14) Соберите поршни и шатуны, закрутив гайки бугелей. Снова взвесьте их. Если разница больше 3-5 грамм, придется стачивать лишнее, пока вес не придет в норму. После этого пометьте гайки и бугеля и снимите их.

15) Оденьте на поршни поршневые кольца. Старайтесь не сломать их. Кольца должны подходить по размеру. Зазор установленного в гильзу кольца должен быть в пределах 0,2-0,9 мм.
16) С помощью оправки вставьте поршни в блок цилиндров, соблюдая направление. Чтобы выемки на поршнях совпадали с клапанами.
17) Очистите постели шатунов и вкладыши. Смажьте вкладыши маслом, и установите их в постели.
18) Оденьте шатуны на коленчатый вал.
19) Очистите бугеля и вкладыши, смажьте вкладыши маслом, и установите в бугеля.
20) Оденьте бугеля каждый на свой шатун, и затяните.
21) Очистите привалочную поверхность блока цилиндров и головки блока цилиндров.
22) Поставьте новую прокладку головки блока цилиндров.
23) Установите и затяните головку блока цилиндров.
24) Установите и затяните прокладку и масляный поддон двигателя.
25) Поставьте и подключите все навесное оборудование.
26) Залейте охлаждающую жидкость и масло.
27) Поставьте аккумулятор.
28) Заведите двигатель и обкатайте на холостых оборотах в течение восьми — десяти часов.
29) Обкатайте автомобиль в движении.

Заменить ЦПГ сможет любой водитель. В этой статье описан порядок действий по замене, и некоторые секреты, которые позволят хорошо отремонтировать мотор.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Замена поршней

Для выполнения работы потребуются оправки для снятия поршневого пальца и обжатия колец.

Читайте также:  Автосервис - бизнес план, как открыть автосервис, помещение и оборудование, документы для автосервис

Снятие поршней

1. Устанавливаем автомобиль на смотровую яму или эстакаду (см. «Подготовка автомобиля к ТО и ремонту» ) .

2. Снимаем с двигателя головку блока цилиндров (см. с. 50 (51), «Прокладка головки блока цилиндров карбюраторного (впрыскового) двигателя – замена») .

3. Снимаем поддон картера двигателя (см. «Поддон картера двигателя – снятие и установка») .

4. Отворачиваем гайки крышек шатунов (не снимая коленчатого вала) и выталкиваем поршень с шатуном из блока цилиндров (см. «Коленчатый вал – снятие и установка») .

5. Вынимаем из крышки шатуна сталеалюминиевый вкладыш.

На шатуне и крышке клеймением нанесен номер цилиндра, в который они устанавливаются.

6. Устанавливаем шатун в тиски и снимаем с поршня два компрессионных и одно маслосъемное кольцо с расширителем.

При последующей установке нижнее компрессионное кольцо устанавливается фаской вниз.

7. Через оправку выпрессовываем палец из шатуна и снимаем поршень.

Аналогично снимаем поршни остальных цилиндров.

Перед установкой на шатун поршневой группы необходимо подобрать ее детали.

Подбор деталей шатунно-поршневой группы

1. Подбираем поршень к цилиндру. Расчетный зазор между цилиндром и поршнем двигателя должен составлять 0,06 –0,08 мм. Он определяется промером цилиндров и поршней и обеспечивается установкой поршней того же класса, что и цилиндры. Максимально допустимый зазор – 0,15 мм. Диаметр поршня измеряем в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу, на расстоянии 52,4 мм от днища поршня. По наружному диаметру поршни изготавливаются пяти классов (А, В, С, D и Е) через 0,01 мм, а по диаметру отверстия под поршневой палец – трех категорий через 0,004 мм. В запасные части поставляются поршни групп А, С и Е. Класс поршня (буква) и категория отверстия под поршневой палец (цифра) клеймятся на днище поршня.

Для правильной ориентировки поршня относительно цилиндра на стенке поршня (рядом с бобышкой) выполнена метка «П», которая должна быть направлена к передней части блока цилиндров.

Диаметр цилиндра измеряем нутромером в четырех поясах, как в продольном, так и в поперечном направлении двигателя.

Схема измерения диаметров цилиндра:

1, 2, 3 и 4 – номера поясов; А и В – направления измерений

В зоне пояса 1 цилиндры практически не изнашиваются. Поэтому по разности замеров в первом и остальных поясах судим о величине износа цилиндров.

Цилиндры по диаметру разбиты через 0,01 мм на пять классов: А, В, С, D и Е.

Класс цилиндра выбит на нижней плоскости блока.

2. Подбираем палец к поршню. Палец установлен в верхней головке шатуна с натягом и свободно вращается в бобышках цилиндра. По наружному диаметру пальцы разбиты на три категории через 0,004 мм. Категории указываются цветной меткой на торце пальца: синяя – первая категория, зеленая – вторая, красная – третья. Сопряжение поршневого пальца и поршня проверяем, вставляя поршневой палец (смазанный моторным маслом) в отверстия бобышек поршня. Поршневой палец должен устанавливаться от простого нажатия большого пальца руки и не выпадать при вертикальном положении пальца.

3. Проверяем зазор между канавками и поршневыми кольцами. Зазоры должны соответствовать величинам, приведенным в таблице 8.1.3 (см. ниже) . Увеличенный зазор приводит к быстрому износу (разбиванию) канавок поршня.

Таблица 8.1.2. Размеры основных сопрягаемых деталей двигателя

Сопрягаемые детали

Размеры деталей, мм

Допустимый зазор сопрягаемых деталей, мм

Вал

Отверстие

Поршень цилиндр (для двигателей ВАЗ-2103 и ВАЗ-2104)

Класс A

75,94 –75,95

76,00–76,01

0,15

Класс B

75,95 –75,96

76,01–76,02

Класс C

75,96 –75,97

76,02–76,03

Класс D

75,97 –75,98

76,03–76,04

Класс E

75,98 –75,99

76,04–76,05

Поршень цилиндр (для двигателей ВАЗ-2106 и ВАЗ-21067)

Класс A

78,94 –78,95

79,00–79,01

0,15

Класс B

78,95 –78,96

79,01–79,02

Класс C

78,96 –78,97

79,02–79,03

Класс D

78,97 –78,98

79,03–79,04

Класс E

78,98 –78,99

79,04–79,05

Поршневой палец поршень

1-я категория (синяя метка)

21,970 –21,974

21,982–21,986

2- я категория (зеленая метка)

21,974 –21,978

21,986–21,990

3- я категория (красная метка)

Читайте также:  Как разморозить бачок омывателя при замерзании воды

21,978 –21,982

21,990–21,994

Поршневой палец верхняя головка шатуна

21,970 –1,982

21,940–21,960

Таблица 8.1.3. Зазоры в сопряжении канавок и поршневых колец

Сопрягаемые детали

Размеры деталей, мм

Допустимый зазор сопрягаемых деталей, мм

Высота кольца

Ширина канавки

Верхнее компрессионное кольцо канавка поршня

1,478 –1,490

1,535–1,555

0,15

Нижнее компрессионное кольцо канавка поршня

1,978 –1,990

2,015–2,035

0,15

Маслосъемное кольцо канавка поршня

3,925 –3,937

3,957–3,977

0,15

Таблица 8.1.4. Зазоры в замках поршневых колец

Наименование кольца

Величина зазора, мм

Верхнее компрессионное кольцо

0,30 – 0,45

Нижнее компрессионное кольцо

0,25 – 0,40

Маслосъемное кольцо

0,25 – 0,40

Сборка шатунно-поршневой группы

1. Надеваем палец 4 на оправку 2, не затягивая сильно упор 3.

2. Палец шатуна охлаждаем в морозильной камере. Нагреваем верхнюю головку шатуна до 240 ° С паяльной лампой или промышленным феном, зажимаем шатун в тисках и надеваем на него поршень (метка «П» на поршне должна находиться со стороны отверстия для выхода масла на нижней головке шатуна).

3. Проталкиваем установленный на оправку палец в отверстия бобышек поршня и верхнюю головку шатуна до упора кольцевого пояска 1 на рукоятке в поршень.

4. После охлаждения шатуна смазываем палец маслом для двигателя через три отверстия в каждой бобышке поршня и через зазор между бобышкой и шатуном.

5. Смазываем поршневые кольца и канавки маслом для двигателя. Устанавливаем на поршень кольца и ориентируем замки колец. Замок верхнего компрессионного кольца должен располагаться под углом 30 –45° к оси поршневого пальца, замок нижнего компрессионного кольца должен быть направлен в противоположную сторону, а замок маслосъемного кольца – под углом 30 –45° к оси поршневого пальца между замками компрессионных колец. Нижнее компрессионное кольцо устанавливаем выточкой вниз. Если на кольце нанесена метка «ВЕРХ» или «TOP», она должна быть направлена, к днищу поршня. Стык пружинного расширителя маслосъемного кольца должен располагаться со стороны, противоположной замку кольца.

6. После установки колец устанавливаем коленчатый вал по метке (поршни 1-го и 4-го цилиндров должны находиться в ВМТ) и поочередно вводим поршни с кольцами и шатунами во 2-ой и 3-й цилиндры. При этом метки «П» на поршнях должны быть направлены в сторону передней части блока цилиндров. Для обжатия колец рекомендуется применять оправку, показанную на фото.

После этого устанавливаем на место шатунные вкладыши, предварительно смазав их и шейки коленчатого вала маслом для двигателя, и соединяем шатуны с шейками коленчатого вала. Крышки устанавливаем по меткам и затягиваем гайками моментом 43,4 –53,5 Н.м. Повернув коленчатый вал на 180 °, соединяем с коленчатым валом шатуны 1-го и 4-го цилиндров. Проверяем легкость вращения коленчатого вала.

7. Установка остальных снятых деталей выполняется в обратной последовательности.

8. Заливаем в двигатель моторное масло (см. «Масло в двигателе – проверка уровня и замена») .

10. Регулируем натяжение цепи (см. «Цепь привода газораспределительного механизма – замена) .

11. Регулируем зазор между рычагами и кулачками распределительного вала (см. «Зазор между рычагами клапанов и кулачками распределительного вала – регулировка) . Проверяем свободное вращение кривошипно-шатунного механизма.

12. Регулируем натяжение ремня привода генератора (см. «Ремень привода генератора – регулировка натяжения и замена») .

13. На карбюраторном двигателе проверяем и при необходимости корректируем угол опережения зажигания (см. «Момент зажигания – проверка и регулировка») .

14. Заливаем в систему охлаждающую жидкость (см. «Охлаждающая жидкость – проверка уровня и замена») .

15. Запускаем двигатель и обкатываем его на холостом ходу в течение 20 –30 минут, плавно увеличивая частоту вращения коленчатого вала до 2000 об/мин. Во время работы двигателя контролируем герметичность систем двигателя, давление масла, температуру охлаждающей жидкости. Если при работе двигателя обнаруживаются посторонние шумы, останавливаем двигатель для устранения причин их появления.

Ссылка на основную публикацию
Самый дорогой автомобильный номер в мире – 1 – 14211000$
Кому в России ездить хорошо крутые номера машин на чёрном рынке MagMen; s Facebook Twitter Google+ Pinterest VKontakte Email Facebook...
Самые крутые полицейские автомобили
Принять вправо и остановиться милицейские автомобили в СССР - – автомобильный журнал Еще в июне 1900 года Городская Дума Санкт-Петербурга...
Самые лучшие малолитражки
Топ-10 самых надежных малолитражных авто в Германии Немецкое автомобильное издание AutoBild опубликовало очередной рейтинг надежности автомобилей малого класса – TÜV-Report-2018....
Самый дорогой бензин в России, цены на бензин в регионах — Лучшие Топ 10
Средняя цена бензина в регионах России в 2020 году сравнение с другими странами Запасы нефти нашей страны исчисляются миллионами баррелей....
Adblock detector