САУ Мста-С Самоходная Артиллерийская Установка, Технические Характеристики ТТХ Орудия 2с19, Описание

Развитие колесных САУ в России

В современных российских вооруженных силах идет интенсивная работа по созданию различных артиллерийских систем на колесном шасси. Как развивались артиллерийские установки на колесной базе ранее? Зачем российской армии понадобились подобные самоходки? Читайте в нашем материале.

Еще во времена раннего строительства РККА Советский Союз весьма серьезно относился к созданию передовых вооружений, прошедшие первая мировая война, гражданская война и ряд локальных конфликтов еще сильнее подстегивали СССР к строительству мощной армии. Касалось это и артиллерии.

В то же время двадцатые и тридцатые годы двадцатого века стали настоящим бумом развития самых разных видов артиллерийских систем, создавались целые семейства совершенно новых орудий: скорострельные пушки, зенитные орудия, противотанковые орудия, универсальная артиллерия и прочие. При этом претерпевала изменения и концепция перемещения орудия на поле боя. Многие военные эксперты небезосновательно считали, что артиллерия в сражении должна непрерывно сопровождать и поддерживать войска и поэтому для нее должна быть создана своя подвижная база.

Подобные идеи ходили и среди военного руководства СССР. Однако если в ряде стран основным движителем для подобных систем выступали гусеничные платформы, то в Советском Союзе с этим делом было не все так гладко. Гусеничной техники катастрофически не хватало, тем более что одним из основных направлений военного строительства было создание мощных бронетанковых сил, для производства же самоходных артиллерийских установок ресурсов уже явно недоставало.

В этих условиях военное руководство СССР приняло решение о создании артиллерийской подвижной системы на шасси американского колесного грузовика «Морланд». В качестве основного вооружения в кузове машины решили расположить на тот момент современную 76-мм полковую пушку образца 1927 года. В 1933 году прошли испытания данной артиллерийской системы, которые в целом были признаны весьма успешными. В этом же году началось серийное производство самоходной установки названной СУ-12.

Впоследствии изготовление этой колесной самоходной артиллерийской установки (САУ) наладили на шасси ГАЗ-ААА. Из-за чего боевые машины, выпущенные на базе ГАЗ-ААА начали именоваться как СУ-1-12. Всего было выпущено 48 САУ на базе «Морланд» и 51 на базе ГАЗ-ААА.

СУ-12 активно принимали участие в учениях и маневрах РККА, впоследствии состоялось и их боевое применение. В 1938 году 8 СУ-1-12 приняли участие в боевых действиях против японской армии на озере Хасан. Своим огнем колесные САУ поддерживали идущие в атаку танки БТ-5 и Т-26. Всего по японским войскам было выпущено около 248 снарядов, самоходные установки в боях потерь не понесли, а их боевое применение было признано в целом успешным. В весьма ограниченном количестве данные САУ приняли участие в боевых действиях у реки Халхин-Гол и зимней войне с Финляндией.

Расчет СУ-12 заряжает орудие

Несмотря на в целом успешное боевое применение СУ-12 военные к данным машинам относились в основном скептически. Еще на момент своего создания данные самоходки считались скорее временным решением и впоследствии должны были быть заменены гусеничными аналогами. Серьезной критике подверглась и слабая защита как самих установок, так и расчетов. Вызывали нарекания и недостаточная проходимость машины, невозможность дальнейшей модернизации и установка более мощных орудий.

Все это привело к тому, что в 1935 году производство данных САУ остановилось. Поучаствовать в великой отечественной войне СУ-12 так же не удалось, практически все машины данного типа к тому времени полностью выработали свой ресурс. К началу войны три колесные самоходки оставались в частях РККА в Забайкальском военном округе, однако так же были впоследствии списаны с боевой службы.

После боевого дебюта различных самоходок на гусеничном шасси во время великой отечественной войны идея развития ствольной артиллерии на колесном ходу долгое время оставалась похороненной. Вернулись к данной концепции в СССР только в 80-х годах.

Боевые действия в Афганистане продемонстрировали, что гусеничные САУ не всегда удобны в применении. Они заметно ограничивали скорость войсковых подразделений и не годились для прикрытия армейских колонн. Решать данную проблему пришлось за счет имеющихся ресурсов. Так, в кузова грузовиков начали монтироваться различные орудия и минометы, превращая тем самым обычные машины в скоростные артиллерийские установки.

ЗИЛ-130В с пушкой ЗИС-3, вмонтированной в кузов, Афганистан

Опыт применения данных самодельных САУ не был проигнорирован военным руководством страны и в конструкторских бюро начались разработки современных самоходных артиллерийских установок на колесном шасси.

Так, предполагалось создать целое семейство колесных САУ для батальонного, полкового и дивизионного звена. Одним из амбициозных проектов стала попытка переноса гаубицы «Мста» на шасси автомобиля КрАЗ. Проект получил именование «Мста-К», где буква «К» обозначала колесную базу. Начавшиеся в 1985 году работы над проектом позволили уже к 1987 году создать техническую документацию и выставить опытной образец САУ на испытания.

Опытный образец «Мста-К»

В ходе испытаний военная комиссия выявила ряд недостатков колесной базы грузовика и в своем заключении потребовала их устранения. Однако озвученные требования в Министерстве автомобильной промышленность посчитали тяжело устранимыми и дорогостоящими, поэтому проект «Мста-К» оказался быстро закрыт.

Подобная судьба постигла многие проекты колесных САУ того времени. Однако некоторые идеи все-таки смогли воплотиться в жизнь. Так, еще с конца 70-х годов в СССР шла разработка самоходной артиллерийской установки для поддержки обороны береговой линии. В 1988 году начались испытания опытного образца САУ на шасси МАЗ-543М, названной А-222 «Берег».

Испытания были признаны успешными и в том же 1988 году началось серийное производство данной самоходки. «Берег» обладал весьма хорошими для своего времени характеристиками. Он позволял наносить удары по малым и средним надводным кораблям, двигающимся со скоростью до 100 узлов (более 180 км в час) с расстояния до 20 километров. В «Береге» была достигнута высокая степень автоматизации систем. Данный комплекс способен поражать и наземные цели.

Однако «Берег» создавался в первую очередь для защиты береговой линии, а не как полноценная САУ для поддержки сухопутных войск. Работы над поиском оптимальной для армейских частей колесной самоходки были продолжены.

В 1983 году, пользуясь наработками, полученными в ходе работ над противотанковой самоходкой «Жало-С» на базе БТР-70, был изготовлен опытный образец САУ на все той же базе, но с боевым модулем от десантируемой самоходной установки «Нона-С». Испытания данной машины показали положительные результаты, и работы над колесной самоходкой на базе бронетранспортера были продолжены.

В 1984 году начались работы над колесной САУ на базе БТР-80, в этом же году был создан и опытный образец, который проходил сначала заводские, а затем и полигонные испытания. После выявления и устранения недостатков новая колесная самоходка была принята на вооружении ВС СССР в 1991 году под индексом 2С23 «Нона-СВК».

«Нона-СВК» представляла собой колесную базу БТР-80 с установкой на нее заместо пулеметной турели, боевого модуля от САУ «Нона-С», с возможностью монтажа пулемета ПКТ на крыше башни. Примечателен тот факт, что военные чиновники были уверены в успехе данной машины настолько, что серийное производство САУ было организовано в 1990 году, то есть за год до официального принятия на вооружение. Это во многом помогло произвести около 30 машин до 1991 года и оснастить войска минимальным количеством 2С23 перед распадом Советского Союза.

После краха СССР основное количество данных самоходок досталось Российской Федерации. И уже в 90-е годы состоялось их боевое применение в ходе Первой Чеченской войны. «Ноны-СВК», как и было задумано, использовались в целом для поддержки войск, подавления огневых позиций противника в зданиях и стрельбы с закрытых позиций подобно другим гаубичным системам. В ходе боевых действий была потеряна как минимум одна «Нона-СВК».

Уничтоженная «Нона-СВК» в Чечне

В какой-то мере «Нона-СВК» имела и коммерческий успех. Так, более десятка данных САУ были поставлены в сухопутные войска Венесуэлы. Однако в отечественных вооруженных силах количество колесных самоходок этого типа оставалось весьма ограничено. Изначально это было связано с тяжелым экономическим положением страны после распада СССР.

«Ноны-СВК» ВС Венесуэлы

После прихода к должности министра обороны России Сердюкова «Нона-СВК» так же не нашла свое место в списках закупаемого вооружения для нужд российской армии. По словам военного министра это было связано с устареванием данной самоходки и не вписывание ее в общий облик вооруженных сил России.

В то же время конструктора пытались создать новую САУ на базе перспективного бронетранспортера БТР-90 путем установки в него боевого модуля от самоходки 2С31 «Вена», но после того, как по приказу Сердюкова Министерство обороны отказалось закупать и БТР-90 все работы по данной самоходке были свернуты. Закупки «Ноны-СВК» для нужд российской армии были продолжены лишь в 2018 году, когда Министерство обороны уже прочно возглавлял Сергей Шойгу.

Война в Чечне снова продемонстрировала необходимость в появлении самоходной артиллерии на колесных машинах, но из-за тяжелого экономического положения промышленность явно не могла быстро изготовить необходимое армии вооружение. Как и во время войны в Афганистане создавать «САУ на колесах» пришлось за счет армейских грузовых автомобилей.

Читайте также:  Гидроусилитель руля описание,функции,назначение,устройство,фото,видео

ГАЗ-66 с установленным в кузов минометом в Чечне

Впоследствии отечественные конструктора пытались решить эту проблему переделкой бронеавтомобиля ГАЗ-3937 «Водник» путем демонстрирования задней верхней части корпуса и установки площадки для монтажа минометов непосредственно в кузове машины. Однако сами бронеавтомобили «Водник» не снискали популярность в российских войсках из-за устаревания своей концепции и ряда технологических несовершенств, да и подобная САУ была явно не тем, что хотели видеть военные. Поэтому минометная версия бронеавтомобиля «Водник» так и осталась опытным образцом.

ГАЗ-3937 «Водник» в версии минометной САУ

В тоже время в двухтысячных начался настоящий бум колесных САУ. Многие страны стали создавать подобную технику, вооружать ими свои войска и поставлять на экспорт. В России же данная концепция долгое время оставалась невостребованной. Однако все изменилось после вступления войск России в войну в Сирии.

В ходе конфликта создание различных самодельных колесных САУ было поставлено многими воюющими сторонами на поток. Данные колесные самоходки активно и причем весьма успешно участвовали в боях. Они позволяли сопровождать войска в наступлении, обладали хорошей мобильностью и могли быстро уходить от возможного ответного обстрела противника. Концепцией подобных САУ серьезно заинтересовались российские военные. Впоследствии это выразилось в создание множества колесных артиллерийских самоходок в России.

Колесная САУ на базе гражданского грузовика сирийской армии

Уже в 2016 году на закрытом показе военного форума «Армия-2016» была представлена новая самоходная установка на базе бронеавтомобиля «Тигр» с 120-мм минометом «Сани», получившая название МЗ-304 «Горец».

Данная САУ помимо мощного 120-мм миномета выделяется еще и серьезной автоматизацией как процессов стрельбы, так и перезарядки основного орудия. При ведении огня САУ экипажу не требуется покидать машину, заряжание ведется в полуавтоматическом режиме, когда заряжающий через специальное окно для перезарядки засылает мину в дуло горизонтально наклоненного миномета. После этого автоматически миномет занимает положение для стрельбы.

САУ «Горец» в позиции для заряжания миномета

Миномет способен стрелять любыми типами 120-мм мин. Информация о целях стекается на компьютер командира расчета. Еще одним преимуществом данной САУ является то, что в случае необходимости ствол миномета может быть снят и за счет находящихся в машине плиты и лафета собираться в обычный переносной миномет. Это особо полезная функция в случае, если машина потеряет способность передвигаться или не сможет куда-либо проехать. На данный момент данная САУ проходит государственные испытания.

Еще одной колесной САУ, которая может стать на вооружение российской армии стала 2С36 «Зуралец-Д» создающаяся для нужд войск ВДВ. Данная САУ проектируется на базе бронеавтомобиля ВПК-39373 «Волк-3» с использованием как основного орудия 2Б16 «Нона-К». Помимо этого, ведутся работы по варианту самоходки и на гусеничной базе БМД-4М.

2С36 «Зауралец-Д»

По заявлениям разработчиков «Зауралец-Д» способна десантироваться из транспортных самолетов и вести обстрел из своей 120-мм пушки как минометными минами, так и артиллерийскими снарядами. Стоит отметить, что испытания данной САУ все еще продолжаются, и военные должны будут выбрать вариант самоходки либо на гусеничном, либо на колесном ходу, однако некоторые эксперты склонны полагать, что на вооружение будут поставлены оба варианта.

Так же испытания проходят такие колесные САУ как «Флокс» для нужд сухопутных войск и «Дрок» для подразделений ВДВ. По заявлениям разработчиков испытания должны закончиться через полтора года.

САУ «Флокс САУ «Дрок»

Пожалуй, на сегодняшний день венцом развития колесных САУ в России стало создание колесного варианта самоходной установки «Коалиция-СВ».

«Коалиция-СВ» на базе КАМАЗа

По заявлению Министерства обороны данная самоходка создается в первую очередь путем переработки сирийского опыта. Колесная «Коалиция-СВ» обязана сохранить основные параметры своего гусеничного варианта, но должна быть дешевле в производстве и иметь возможность перебрасываться транспортной авиацией. Время развертывания САУ составляет около полторы минуты. Скорострельность должна составить около 16 выстрелов в минуту. Данный комплекс на данный момент проходит государственные испытания.

Стоит отметить, что сейчас российская оборонная промышленность создает действительно множество САУ на колесном ходу из-за чего у военных появляется широкий выбор в закупке необходимого под определенные задачи вооружения. В то же время сами разработчики надеются получить от своих изделий и экспортный потенциал.

В ходе боев в Сирии колесные САУ показали себя как перспективный вид техники, в то же время основные причины в виде слабого бронирования и плохой подвижности, тормозивших подобную концепцию в настоящее время решены, путем создания более мощных автомобилей и применения в них концепции МРАПов. На данный момент колесные самоходки обладают рядом преимуществ перед гусеничными собратьями. В первую очередь это связано с подвижностью, так как современные войны в большинстве своем сводятся к маневренным боевым действиям, где немаловажен факт сочетания скорости войск и их огневой мощи. Принятие на вооружение колесных САУ поможет серьезно укрепить мощь российской армии, нивелировать ее отставание в данном классе вооружений и позволит проводить быстрые операции, которые зачастую и становятся решающими в современных конфликтах.

САУ «Акация» — цветок 6-ти дюймового калибра

Послевоенный период характеризовался резким усложнением задач дивизионной, корпусной и армейской артиллерии. В условиях возможного применения ядерного оружия и учитывая возможности передовых технологий, потребовалось в срочном порядке пересматривать роль самоходной артиллерии во всей системе вооружений.

Результатом стало создание в конце 60-х – начале 70-х годов целого ряда тяжелых артиллерийских систем, таких как: 122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика», 152-мм самоходная пушка 2С5 «Гиацинт-С», самоходная 203,2мм пушка 2С7 «Пион». Достойным представителем перечисленного «цветника» стала дивизионная самоходная гаубица 2С3 «Акация».

  1. Предпосылки и история появления гаубицы
  2. Конструкция и модификации 2С3
  3. Характеристики 2С3 «Акация»
  4. Сравнение с зарубежными образцами и боевое применение 2С3 «Акация»
  5. Видео

Предпосылки и история появления гаубицы

После окончания Великой Отечественной войны в самоходно-артиллерийских полках оставались быстро устаревающие, хоть и великолепно себя зарекомендовавшие в противотанковой борьбе и при прорыве укрепрайонов самоходные артиллерийские установки:СУ-76, СУ-85, СУ-100, СУ-152 и ИСУ-152.

Но появление ПТУРов с одной стороны и отсутствие необходимости узкой специализации с другой, создавали предпосылки для появления качественно новых систем.

Необходимость разработки самоходных орудий для стрельбы с закрытых огневых позиций военные поняли еще во время войны, поэтому уже в 1947 году началось их проектирование. Однако волюнтаристские решения пришедшего к власти Н. С. Хрущева, попавшего под влияние атомщиков и разработчиков ракет, заставили свернуть все работы.

С 1963 года, уже после снятия Хрущева, Всероссийский научно-исследовательский институт транспортного машиностроения (ВНИИ-100) проводил исследования с целью формирования предполагаемого вида новой САУ.

Учитывался не только опыт создания своих самоходных орудий. Активно изучалась появившиеся в армии США 155-мм самоходная гаубица M109, и её буксируемый аналог.

4 июля 1967 года вышло постановление Совмина СССР No 609—201 о начале полномасштабных разработок тяжёлых самоходных систем. Особое требование к ним – возможность стрельбы ядерными боеприпасами. Тем более, что для американской М109 создали ядерный снаряд M454 (мощность — 0,1 килотонны).

Выбор орудия не вызывал споров — 152-мм гаубица Д-20. А вот с выбором шасси произошла заминка. Рассматривали «Объект 124», шасси зенитного ракетного комплекса 2К11 «Круг» и «Объект 432», шасси нового танка Т-64. Однако не подошло ни одно из них.

Для САУ, основная часть тяжести которой приходилась на башню и орудийный комплекс расположенные в корме было принято решение о использовании переднемоторной компоновки шасси. Такую конструкцию разработал инженер Г. С. Ефимов.

Конструкция обладала достаточной тяговитостью, рассчитана на многотопливный дизельный двигатель В-59У с расположением в передней части шасси. Кормовая часть шасси предназначалась для размещения оборудования и боекомплекта.

Уральский завод транспортного машиностроения назначили головным разработчиком новой самоходки.

Многочисленные испытания привели к отказу от картузного заряжания, планируемого для использования в изделии.

Несгоревшие части тканевого картуза могли вызвать воспламенение следующего заряда. По этой причине для вооружения САУ использовали гильзовое снаряжение зарядов. Это решение значительно упрощало размещение, хранение и транспортировку боеприпасов к гаубице.

Повышенную загазованность в отсеке устранили установкой мощного эжектора и созданием гильз с улучшенной обтюрацией, т.е. более полным запиранием канала ствола при стрельбе.

После устранения выявленных недоработок в 1970 году окончательный вариант самоходной гаубицы 2С3 «Акация» (объект 303) запустили в серию. Интересная подробность – запуск в серию начался на год раньше постановки ее на вооружение.

Конструкция и модификации 2С3

Для изготовления корпуса и башни использовали катаную броневую сталь. Толщина броневой защиты составляла 30 мм в лобовой части самоходной установки и 15 мм по бортам. Этого хватало для защиты от пуль и осколков.

В тоже время предполагалось использовать артсистемы в тылу действующих подразделений, без выхода на передний край фронта. Для размещения артиллерийского орудия использована вращающая башня.

Читайте также:  Как сделать пескоструй своими руками видео, схемы и рекомендации

Моторно-трансмиссионное отделение, прикрыто броневой сталью, и находится справа в передней части установки.

Двигатель – многотопливный дизель В-59У, мощностью, с наддувом 520 л.с.

Слева от расположенного спереди двигателя стоит сиденье механика-водителя. Для вождения используются перископические приборы, в ночное время прибор ночного видения с ИК-подсветкой, фара для нее размещена на башне САО.

Остальное свободное пространство отдано размещению артсистемы с оборудованием и аппаратурой, боекомплекты и дублированным системам управления и связи.

Башня с орудием установлена на шариковом погоне корпуса. Слева спереди от орудия располагается кресло наводчика с необходимыми приборами наведения — артиллерийской панорамой ПГ-4 и прицелом ОП5-38.

Командирское кресло поставлено сзади сиденья наводчика, а крыша снабжена поворотной командирской башенкой с комбинированным прицелом ТКН-3А и прожектором ОУ-3ГК. На башенке закрепляется 7,62-мм пулемёт ПКТ.

Справа от орудия — место для заряжающего. Кормовой отсек служит для укладки зарядов и снарядов.

Более поздние модификации снабжены единой барабанной механизированной укладкой.

В ящик на полу убирают пучки пороха, это необходимо для комплектации зарядов для стрельбы на определённую дальность. Рядом с ящиком — укладка для снарядов. Подачу боеприпасов с земли делают возможной две механических укладки (под снаряды и заряды) и лючки в корме. Основное оружие САУ — 152-мм гаубица 2А33.

Баллистика и ствол унифицированы с буксируемым вариантом орудия Д-20. Боеприпасы стандартизированы, гаубица может употреблять весь ассортимент 152 мм снарядов для гаубиц этого калибра производимый в СССР и России.

Заряды разработаны специально для САУ, в металлических гильзах.

Орудие состоит из:

  • ствола, по баллистическим характеристикам он повторяет ствол Д-20, но в тоже время отличается по механизации. САУ осщащена эжектором и устройством продувки ствола после выстрела;
  • затвора, вертикально-клинового типа, с механическим или электроуправлением;
  • досылателя;
  • системы противооткатных устройств, наличие исправной, нормально функционирующей гидравлической системы крайне необходимо для использования гаубицы в тесноте отделения САУ;
  • люльки, именно эта конструкция позволила разместить орудие;
  • уравновешивающего и подъемного механизмов, это устройство позволяет задать необходимые углы возвышения и зафиксировать ствол на них;
  • ограждения, оно необходимо для защиты членов экипажа в момент выстрела.

Наличие дульного тормоза существенно уменьшает откат при стрельбе. Дульный тормоз литой, многокамерный, реактивного типа. Полуавтоматический клиновой затвор с автоматикой действующей по принципу копира размещен на массиве казенной части.

Автоматика открывает замок после выстрела, способствует правильному выбросу гильзы. Вручную открыть затвор позволяет специальная рукоятка справа от казенника.

Возле казенной части, на ограждении, смонтированы:

  • управляющие детали электроспуска и дублирующей механики;
  • досылатель заряда;
  • мерная шкала контролирования отката тела орудия;
  • предохранительный механизм запрета выстрела.

В башне есть два крепления для автоматов АКМС/АКС-74, которые при повреждении техники вместе с пулемётом ПКТ и гранатами Ф-1 в укладке, будут служить для самообороны экипажа.

Вертикальная наводка осуществляется электроподъемником, в случае выхода из строя все электрооборудование дублировано для механического управления.

Аналогично спуск производится как с помощью электроспуска, так и нажатием рукой на рычаг. Для препятствия вертикальным колебаниям орудия создан пневматический уравновешивающий механизм.

Первую модернизацию провели после выпуска почти двухсот самоходок. Установив одну новую механизированную укладку, удалось добавить шесть выстрелов к возимому боекомплекту и позволило механически подавать боеприпасы с земли. Радиостанцию Р-123 заменили на Р123М. В серию модернизированная машина пошла под наименованием 2С3М в 1975 году.

При модернизации 1987 года индекс ГРАУ заменили на 2С3М1 и провели следующие работы:

  • панораму ПГ-4 заменили на 1П5;
  • внутреннюю связь Р-124 сменили на более совершенный комплекс 1В116;
  • устаревшие радиостанции типа Р-123М поменяли на современные, снабжённые комплексом шифровки, Р-173;
  • поставили аппаратуру 1В519 для приема информации от машины управления огнём.

Очередная модернизация стала возможна только в 2006 году. Самоходные установки адаптировали для установки и применения комплекса автосистемы наведения, корректировки и управления огнём 1В514-1 «Механизатор-М».

Кроме того на броню установили 82 мм мортирки для обеспечения дымовой завесы 1В519. Орудие заменили на версию 2А33М, с возможностью ведения огня активно-реактивными снарядами типа «Краснополь» и немного изменённой системой продувки.

Для поставок на экспорт параллельно создавался вариант 2С3М2-155, в этом случае менялось орудие и стеллажи для хранения боеприпасов на более подходящие под 155 мм снаряды и заряды. Этот комплекс предназначен странам, использующим боеприпасы стандарта НАТО.

Характеристики 2С3 «Акация»

Тактико-технические характеристики самоходных гаубиц различных модификаций представлены в таблице:

2С3 2С3М 2С3М1 2С3М2 2С3М2-155 2С3М3
Начало серийного производства 1970 1975 1987 2006 опытная опытная
Боевая масса, т 27,5 27,5 27,5 27,5 28 28
Индекс орудия 2А33 2А33 2А33 2А33 М-385 2А33М
Калибр орудия, мм 152,4 152,4 152,4 152,4 М-385 152,4
Длина ствола в калибрах 28 28 28 28 39 39
Углы вертикальной наводки −4…+60 −4…+60 −4…+60 −4…+60 −4…+65 −4…+65
Возимый боезапас, выстр. 40 46 46 46 45 45
Максимальная дальность стрельбы
ОФС, км
17,4 17,4 17,4 17,4 24 21,4
Максимальная дальность стрельбы
АР ОФС, км
20,5 20,5 20,5 20,5 30 25,1
Максимальная дальность стрельбы
УАС, км
20 20 20 20 25 25
Панорамный прицел ПГ-4 ПГ-4 1П5 1П5
Радиостанция Р-123 Р-123М Р-173 Р-173 Р-173 Р-168
Аппаратура внутренней связи Р-124 Р-124 1В116 1В116 1В116 1В116

Сравнение с зарубежными образцами и боевое применение 2С3 «Акация»

Сравнить тактико-технические характеристики самоходных орудий можно по таблице ниже. Как видно последние версии «Акации» вполне на уровне западных образцов, но тем не менее в настоящее время ряд вопросов вызывает используемый калибр.

Западные страны после Второй Мировой перешли на калибр 155 мм, он даёт больше возможностей к модернизации, чем привычный для нас калибр в 152 мм. 3 миллиметра разницы, немного, но разница в весе ВВ, и общей массы снаряда за счёт этих 3 мм значительно возрастает. Кроме того нужно отметить большую длину ствола зарубежных гаубиц.

В первую очередь это связано с экономичными и технологичными методами обработки металла, стоит отметить, что в настоящее время в РФ на вооружении состоят и гаубицы с большей длиной ствола. «Акация» же принималась на вооружение с возможностью транспортировки авиацией и железной дорогой, что наложило определённые ограничения на её габаритные размеры.

В настоящее время изыскиваются методы улучшения дальности стрельбы и боевой нагрузки снарядов этого калибра, это связано как с невозможностью модернизации технологических линий по выпуску снарядов и зарядов к ним, изысканиям новых технологий и решений в обработке стволов.

2С3
СССР
M109A1
США
Тип 75
Япония
Тип 83 Китай M109A6 США 2С3М1 РФ
Начало серийного производства 1971 1973 1975 1984 1991 1987
Боевая масса, т 27,5 24,07 25,3 30 28,9 27,5
Экипаж, чел. 4 6 6 5 6 4
Калибр орудия, мм 152,4 155 155 152,4 155 152,4
Длина ствола, клб. 28 39 30 28 39 28
Углы ВН, град −4…+60 −3…+75 −5…+65 −4…+65 −3…+75 −4…+60
Возимый боезапас, выстр 40 28 28 30 39 46
Максимальная дальность стрельбы
ОФС, км
17,4 18,1 15 17,23 22 17,4
Максимальная дальность стрельбы
АР ОФС, км
20,5 23,5 19 21,88 30 20,5
Масса ОФС, кг 43,56 43,88 43,88 До 4 43,88 43,56
Боевая скорострельность, выстр/мин 1,9—3,5 1—4 До 6 До 4 1—4 1,9—3,5
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 60 61 47 55 61 60
Запас хода по шоссе, км 500 299 300 450 299 500
  • уничтожение скоплений войсковых подразделений и БТТ;
  • контрбатарейная стрельба, с корректировкой ведения огня комплексом «Зоопарк» или ему подобными;
  • уничтожение ракетных установок;
  • уничтожение тяжёлой бронетехники в походных колоннах или в местах скоплений;
  • уничтожение опорных пунктов;
  • уничтожение ДОС и ДЗОС.

Более 40 лет ее с успехом применяли во множестве конфликтов. Первое испытание боем она прошла в Афганистане. Став основной самоходной установкой 40-й армии, в количестве 50-ти штук, «Акация» сопровождала колоны и участвовала в штурмах укрепрайонов.

Известно применение «Акаций» в ходе зачистки кишлаков на прямой наводке. Стоит отметить, что в данном случае это решение командования было оправдано отсутствием на вооружении моджахедов тяжёлого противотанкового вооружения. В противном случае САУ были бы уничтожены на огневых позициях.

Также 2С3 участвовала в следующих боевых действиях:

  • конфликты в Африке, Эфиопия, Эритрея, Конго;
  • боевые действия на Ближнем востоке;
  • война в Афганистане;
  • Чеченские войны.

На сегодняшний день самоходные гаубицы 2С3 «Акация» есть более чем в двадцати пяти странах мира.

Заслужив положительные отзывы, будучи простой в эксплуатации и надёжной в бою, «Акация» еще долго будет нести службу не только в армии России, но и в армиях других государств. А применение новейших управляемых боеприпасов позволяет ей соответствовать самым современным образцам артиллерии.

Видео

Самоходная пушка

152-ММ САМОХОДНАЯ ПУШКА 2С5 «ГИАЦИНТ-С». 152-MM SELF-PROPELLED GUN S «HYACINTH»WITH» («OBJECT 307»)

17.05.2013
В объединение, дислоцированное в Амурской области, поступили 24 самоходные артиллерийские установи (САУ) «Гиацинт-С». 152-миллиметровая САУ «Гиацинт-С» – дальнобойная самоходная пушка. Она способна поражать цели на расстоянии до 33 километров.

23.01.2018
ФОТОРЕПОРТАЖ: 152-ММ САМОХОДНАЯ ПУШКА 2С5 «ГИАЦИНТ-С» НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2017

На Международном военно-техническом форуме «Армия-2017» Минобороны РФ продемонстрировало 152-мм самоходная пушка 2С5 «Гиацинт-С».
Предназначена для подавления и уничтожения средств ядерного нападения, поражения органов управления, тылов, живой силы и боевой техники противника в местах сосредоточения и в опорных пунктах, а также для разрушения фортификационных сооружений.
Серийное производство на Уральском заводе транспортного машиностроения с 1977 до 1993 гг.
ВТС «БАСТИОН», 23.01.2018

152-ММ САМОХОДНАЯ ПУШКА 2С5 «ГИАЦИНТ-С» НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2017
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРУМ АРМИЯ-2017

22.03.2020

Расчеты дальнобойных САУ 2С5 «Гиацинт-С» артиллерийского соединения Восточного военного округа, дислоцирующегося в Амурской области, провели боевые стрельбы по координатам, передаваемым с беспилотных летательных аппаратов (БЛА) Орлан-10. Стрельба велась по целям имитирующим полевые командные пункты и другие критически важные объекты условного противника.
Расчеты БЛА в течение нескольких часов провели разведку и выявили наиболее важные цели, для поражения которых необходимо высокоточное оружие. Координаты, передаваемые в режиме реального времени, позволили провести одиночные точечные удары дальнобойной артиллерии. В результате стрельбы все цели были поражены. Кроме того, артиллеристы отработали стрельбу залпом по площадным целям.
Применение комплекса БЛА с дальнобойной системой «Гиацинт» значительно расширяет её потенциал. Появилась возможность использования мощных снарядов на дальних расстояниях с результативностью высокоточного оружия.
Боевые стрельбы проводятся на полигоне Трехречье в ходе полевого выхода артиллерийских подразделений общевойскового объединения ВВО. К ним привлечено более 2 тысяч военнослужащих, задействовано около 400 единиц вооружения и техники.
Пресс-служба Восточного военного округа

152-ММ САМОХОДНАЯ ПУШКА 2С5 «ГИАЦИНТ-С»

Разработка 152-мм самоходной пушки для замены в войсках 130-мм буксируемой пушки М-46 была задана Решением Министерства оборонной промышленности от 27 ноября 1968 года №592 трем основным разработчикам. Артиллерийская часть проектировалась в СКБ Пермского машиностроительного завода им. В.И.Ленина (главный конструктор Ю.Н.Калачников), самоходное шасси для пушки создавалось на Свердловском заводе транспортного машиностроения (СЗТМ, главный конструктор — директор Ю.В.Томашев), новые боеприпасы поручались Научно-исследовательскому машиностроительному институту (НИМИ, директор А.А. Каллистов).
Пушка калибром в 152-мм разрабатывалась сразу в двух вариантах с одинаковой баллистикой и специально созданными в НИМИ унифицированными боеприпасами: буксируемая 2А36 «Гиацинт-Б» и самоходная 2С5 «Гиацинт-С» (артчасть — 2А37). Новая самоходная пушка 2С5 по многим характеристикам артиллерийского вооружения должна была превосходить 152-мм самоходную гаубицу 2С3 «Акация», принятую на вооружение Советской армии в 1971 году.
Аванпроект самоходной пушки 2С5 был разработан в сентябре 1969 года, в нем рассматривалось три варианта установки: с открытой установкой пушки, с рубочным размещением орудия и с установкой артсистемы в легкобронированную закрытую вращающуюся башню. В процессе рассмотрения проекта в организациях Миноборонпрома и Министерства обороны для дальнейших работ была выбрана открытая установка орудия и раздельно-гильзовое заряжание системы. Параллельно был разработан и альтернативный вариант 152-мм самоходной пушки «Гиацинт-СК» с артиллерийской частью 2А43 имеющей картузное заряжания. Этот вариант установки был изготовлен, проходил испытания, но так и остался как опытный образец. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от июня 1970 года №427-151 были заданы официальные сроки создания самоходной пушки «Гиацинт-С».
В марте-апреле 1971 года для отработки баллистики 152-мм орудия были изготовлены две полигонные пушки с длиной ствола 7200 мм. Их испытания проводились с сентября 1971 года по март 1972 года. Результаты проведенных испытаний были оптимистичными. При выстреле с полным зарядом в 18,4 кг снаряд получал начальную скорость в 945 м/с, что превышало аналогичный показатель у зарубежных орудий такого класса, и мог поражать заданные цели на удалении в 28,5 км. При стрельбе усиленными зарядами в 21,8 кг максимальная дальность стрельбы достигала 31,5 км. Такие высокие показатели не давались даром, при стрельбе появились вредные явления — из-за избыточного давления пороховых газов возникла мощная дульная волна. В процессе дальнейшей отработки кон-структоры ограничили усиленный заряд до 20,7 кг и произвели удлинение ствола пушки.


Уже в апреле 1972 года были доработаны проекты пушек «Гиацинт-С» и «Гиацинт-Б» для самоходного и буксируемого вариантов. В конце 1972 года доработанные пушки (индекс 2А37) для самоходной установки 2С5 были отправлены на Свердловский завод транспортного машиностроения, где для них изготовили шасси. На заводе самоходные пушки были полностью собраны и отправлены на заводские и полигонные испытания. Полный цикл испытаний самоходной пушки 2С5 был закончен к 1974 году, началась подготовка серийного производства. В 1976 году была выпущена первая войсковая серия самоходных установок 2С5 «Гиацинт-С». В 1977 году промышленностью был полностью освоен серийный выпуск 152-мм пушек «Гиацинт» в буксируемом 2А36 «Гиацинт-Б» и самоходном 2С5 «Гиацинт-С» вариантах.
Самоходная пушка «Гиацинт-С» предназначена для ведения контрбатарейной борьбы, для поражения открытой и укрытой живой силы, вооружения, военной техники и органов управления войсками противника на глубину интере¬сов армии, для борьбы с тяжелой самоходной артиллерией и с танками противника.
152-мм самоходная пушка «Гиацинт-С» была создана на базе шасси «объекта 105» (100-мм самоходной установки СУ-100П) и «объекта 120», серии опытных самоходных установок 1950-1960-х годов. Она выполнена по без башенной схеме и относится к типу самоходных установок с открытым размещением орудия в кормовой части на поворотном станке. Самоходное шасси для установки 2С5 получило обозначение «объект 307». Корпус шасси самоходной пушки «Гиацинт-С» был цельносварной и полностью бронированный с лобовым листом толщиной 30 мм. Он защищает экипаж установки и оборудование от пуль, осколков и обеспечивает защиту экипажа от оружия массового поражения на марше. В средней и кормовой частях корпуса расположено боевое отделение, где размешен возимый боезапас в вертикальных укладках. В передней части корпуса размещено моторно-трансмиссионное отделение с 12-цилиндровым многотопливным дизелем В-59, двухпоточной трансмиссией, коробкой передач в блоке с планетарным механизмом поворота.


152-мм пушка 2А37 установки 2С5 «Гиацинт-С» состоит из следующих основных частей: трубы-моноблока, казенника и дульного тормоза. Орудие смонтировано в корме самоходного шасси, что позволило уменьшить общую длину машины, сделать ее более компактной. Это дало самоходной пушке удобство для перевозки различными видами транспорта и позволило ей безопаснее перемещаться на марше. Пушка устанавливалась на вращающийся станок с центральным штырем шасси. Орудие имеет раздельно-гильзовое заряжание. Пушка обладает большей дульной энергией по сравнению с аналогичными артиллерийскими системами. Она снабжена полуавтоматическим затвором, гидропневматическим аккумулятором, использующим энергию отката, цепным досылателем для раздельной досылки снаряда и гильзы с зарядом в камору ствола. Орудие 2А37 так же имеет гидравлический тормоз отката канавочного типа, который оснащен пневматическим накатником. Для уменьшения отдачи пушка оборудована многокамерным щелевым дульным тормозом, который навинчивается на трубу ствола. Наведение пушки производится секторными подъемным и поворотным механизмами. При стрельбе наводчик находится вне бронирован¬ного корпуса у прицельных приспособлений, на марше он внутри корпуса машины.


Механизированная боеукладка на 30 выстрелов и механизм заряжания обеспечивают автоматизированный цикл заряжания. Установка 2С5 оснащена полуавтоматическим механизмом заряжания с цепным транспортером и электроприводом. С помощью механизма заряжания элементы выстрелов перемещаются на линию досылания.
Стрельба из пушки 2С5 может вестись не только с подачей выстрелов из боеукладки, но и с грунта. При подаче снарядов и зарядов с грунта боевой расчет увеличивается до 7 человек. Защита боевого расчета при ведение стрельбы орудием 2А37 от пуль и осколков обеспечивается легким стальным щитом. Для уменьшения отката самоходной пушки при ведении стрельбы установка оборудована откидной опор-ной плитой-сошником, размещенной в корме корпуса. Принципиально новая компоновочная схема системы с передачей усилия выстрела через опорную плиту на грунт придала большую устойчивость самоходной пушке при выстреле.
Прицельные приспособления обеспечивают ведение огня с закрытых позиций и прямой наводкой. Стрельба прямой наводкой обеспечивается оптическим прицелом ОП4М-91А, ведение огня с закрытых позиций — механическим прицелом Д726-45 и орудийной панорамой ПГ-ТМ. Самоходная установка оснащена навесным оборудованием для самоокапывания, размещенным в носовой части корпуса и позволяющим за 30-40 минут оборудовать специальное укрытие. На турельной установке монтируется 7,62-мм пулемет с дистанционным управлением. Время перевода самоходной пушки в боевое положение с марша 3-4 минуты.

Установка позволяет применять 152-мм корректируемые снаряды «Сантиметр» (разработчик АО НТЦ «АМЕТЕХ») и управляемые снаряды с лазерным наведением типа «Краснополь» (разработанные в тульском КБП) при использовании лазерного целеуказателя 1Д15. В настоящее время созданы более современные лазерные целеуказатели: 1Д20, 1Д20М, 1Д22, 1Д26.
В боекомплект пушки 2А37 могут входить следующие снаряды: осколочно-фугасные 3ОФ86 и 3ОФ87 с улучшенной аэродинамикой и донной выемкой, кассетные 3-О-13 с осколочными элементами, кассетные с самоприцеливающимися элементами, постановщики пассивных и активных помех.
В НИМИ для 152-мм установки 2С5 и буксируемого орудия 2А36 разработаны осколочно-фугасные снаряды повышенного могущества 3ОФ29 (дальность стрельбы до 28500 м) и 3ОФ59 (дальность стрельбы до 30000 м) используемые в выстрелах 3ВОФ39 и 3ВОФ40, 3ВОФ86 и 3ВОФ87 соответственно. Осколочное действие снаряда 3ОФ29 повысилось в 1,3-4,0 раза в сравнение с ОФС к орудиям Д-20 и М-47. Производство снарядов 3ОФ29 было развернуто на Верхнетуринском машиностроительном заводе.

Ссылка на основную публикацию
Самый дорогой автомобильный номер в мире – 1 – 14211000$
Кому в России ездить хорошо крутые номера машин на чёрном рынке MagMen; s Facebook Twitter Google+ Pinterest VKontakte Email Facebook...
Самые крутые полицейские автомобили
Принять вправо и остановиться милицейские автомобили в СССР - – автомобильный журнал Еще в июне 1900 года Городская Дума Санкт-Петербурга...
Самые лучшие малолитражки
Топ-10 самых надежных малолитражных авто в Германии Немецкое автомобильное издание AutoBild опубликовало очередной рейтинг надежности автомобилей малого класса – TÜV-Report-2018....
Самый дорогой бензин в России, цены на бензин в регионах — Лучшие Топ 10
Средняя цена бензина в регионах России в 2020 году сравнение с другими странами Запасы нефти нашей страны исчисляются миллионами баррелей....
Adblock detector