Как определить износ ремня ГРМ

Ремень ГРМ для чего нужен, как часто менять, признаки обрыва

Газораспределительный механизм двигателя – одна из самых крутых идей, которые приходили в голову конструкторам. С тех пор, как первый ремень ГРМ занял свое почетное место, идея синхронизации всех элементов двигателя оставалась неизменной долгие десятилетия. И только в последние несколько лет появились инновации, толкнувшие вперед эту великолепную, но пока еще не идеальную систему.
В этой статье мы рассмотрим ремень ГРМ: что он собой представляет, принцип работы, регламент замены и другие интересные вопросы.

  1. Для чего нужен ремень в системе газораспределения?
  2. Через сколько нужно менять ремень ГРМ?
  3. Признаки неисправности ремня
  4. Погнет ли клапана при обрыве ремня ГРМ? Как узнать?
  5. На каких двигателях чаще всего гнет клапана, а на каких нет?
  6. Советы по эксплуатации
  7. Заключение

Для чего нужен ремень в системе газораспределения?

Газораспределительный механизм объединяет, по сути, всю работу двигателя в один ритм. Такты поршней, работа клапанов, включение зажигания, работа охлаждения и подача топлива – все эти системы должны работать совершенно синхронно, чтобы получить тот эффект, на который рассчитывают конструкторы. Для этой синхронизации и используется ремень ГРМ (в некоторых двигателях это цепь). Даже сейчас, несмотря на обилие электроники в современных автомобилях, он остается главным способом привести все элементы двигателя к синхронной работе.

Устройство газораспределительного механизма

Основная функция ремня ГРМ – связать в единый узел коленвал двигателя и распредвал (один или оба), на который передается момент вращения. Зубчатая поверхность ремня и структура шкивов позволяют точно синхронизировать вращение основных элементов, а значит, заставляет все системы слаженно работать. От ремня ГРМ приводится в действие и помпа системы охлаждения, поскольку чем выше обороты двигателя, тем интенсивней должна идти циркуляция охлаждающей жидкости.

Через сколько нужно менять ремень ГРМ?

Регламент замены ремня ГРМ – вопрос достаточно спорный. С одной стороны, в сервисной книжке автомобиля четко сказано, когда менять (как правило, через каждые 50 тыс. км., но в разных моделях автомобилей эта цифра может отличаться). С другой… Нет, оригинальный ремень, установленный с завода, вполне может отходить 100 тыс., и даже 120 тыс. км, как рекомендуют некоторые автопроизводители. Однако это утверждение не относится к тем, которые были куплены и установлены позже, взамен оригинальных. Никто не знает, сколько в таком случае он проходит, так что цифру регламентной замены можно смело делить на два.

Причина такого недоверия – в сомнительном качестве некоторых автозапчастей. Нет, если удалось купить оригинальный (ОЕМ) ремень с логотипом Мерседес, Ауди, Хонда и т.д., то никаких проблем от него можно не ожидать. Автопроизводители очень трепетно относятся к тому, что они выпускают на рынок под своим именем. Но этого нельзя сказать о малоизвестных брендах родом из Польши, Чехии, Индии или Китая. С ними лучше «перебдеть».

Так что осмотр ремня нужно проводить во время каждого ТО, а замену – либо при явных признаках износа, либо по истечении регламентного времени. От того, как часто автовладелец обращает внимание на ремень, зависит благополучие двигателя, а это уже не шутки.

Признаки неисправности ремня

На что же обращать внимание при осмотре ремня ГРМ? Есть следующие признаки, свидетельствующие о том, что он нуждается в срочной замене.

    Трещины на задней поверхности. Учитывая, что ремни делают многослойными и рассчитанными на длительную постоянную нагрузку, потресканная поверхность говорит о том, что материалы начинают портиться, и процесс заходит дальше и дальше.

Читайте также:  Выбор подшипников по маркировке и изготовителю для замены задних подшипников Renault Logan (с ABS и

Трещины на тыльной поверхности
Трещины на внутренней поверхности, между зубьями. Это еще более тревожный признак, поскольку рабочая поверхность априори более стойкая, чем обратная. И если на рабочей поверхности появились повреждения, нужно срочно менять эту деталь.

Трещины между зубьев
Расслаиваются зубья. Тут без вариантов: тихо поблагодарить судьбу за своевременный знак и отправляться за новым.

Расслоение зубьев
Боковины потертые, с торчащими нитками. Если ремень где-то так трется, он уже поврежден и потерял часть прочности. Лучше заменить, и на этот раз установить его правильно.

Боковой износ

  • Черный порошок или пыль на деталях, соприкасающихся с ремнем. Это явный признак износа, который лучше не игнорировать.
  • Следы масла или антифриза на ремне и вокруг него. Утечки происходят через сальники или неправильно подогнанные шкивы, поэтому вместе с заменой ремня может понадобиться замена других элементов.
  • Во всех случаях лучше перестраховаться и заплатить за новый ремень и его установку, чем сдавать двигатель на капремонт.

    Погнет ли клапана при обрыве ремня ГРМ? Как узнать?

    Что происходит, если ремень ГРМ обрывается во время работы двигателя? Сразу останавливаются распредвалы, а значит, клапана остаются в том положении, в котором их застал обрыв, то есть, некоторые из них опущены в полость цилиндра. Однако поршни еще продолжают двигаться по инерции, и почти всегда «встречаются» с клапанами. Дальше – катастрофа: гнутся клапана, разбиваются поршни, гнутся шатуны, может нарушиться геометрия коленвала.

    Можно проверить, подвержена ли конструкция двигателя поломкам при обрыве ремня. Для этого необходимо выяснить, «встретятся» ли поршни с клапанами, если распредвал внезапно остановится, через обрыв ремня ГРМ.

    1. Откручиваем свечи.
    2. Поршень первого цилиндра установить в верхней мертвой точке, смотря через отверстия свечи
    3. Снять ремень ГРМ.
    4. Крутить распредвал.
    5. Если он свободно прокручивается, значит клапана не упираются в поршень и в случае обрыва ремня их не погнет.
    6. Аналогично проверяем все цилиндры.

    Наглядно этот способ показан на видео, ниже.

    На каких двигателях чаще всего гнет клапана, а на каких нет?

    Общая злая закономерность такая: чем сложней и дороже двигатель, тем больше разрушений создаст обрыв ремня. Почти гарантированно загнет клапана на таких моторах:

    • Современные малолитражные «эко» моторы.
    • Дизельные двигатели (за счет более сложной конструкции).
    • 16- и 20-клапанные двигатели.
    • Моторы с цепью вместо ремня ГРМ.

    А вот простейшие 4-цилиндровые 8-клапанные двигатели старой конструкции, не форсированные, объемом от 1,5 л, самые элементарные бензиновые, могут и не пострадать при обрыве ремня. Еще одно доказательство того, что чем проще конструкция, тем она надежней.

    Советы по эксплуатации

    Основных советов по поводу ремня ГРМ всего три.

    1. Первый — следить за состоянием ремня и при первых признаках проблемы менять его. Даже если компоновка подкапотного пространства делает эту работу сложной и дорогостоящей. Если он оборвется, всё равно ведь придется туда лезть, но цена вопроса будет совсем другой.
    2. Второй — покупать качественный ремень. Это не та деталь, на которой можно экономить, особенно, если двигатель мощный и дорогой в ремонте. Лучше переплатить на продукт хорошего бренда, чем сэкономить «в моменте» и получить сюрприз намного раньше расчетного срока.
    3. Третий — не доверять регламентному пробегу. Срок эксплуатации ремня определяется не только пройденными километрами, но и годами службы. Как правило, через 5 лет ремень необходимо менять, даже если автомобиль почти всё это время простоял в гараже. Под действием паров бензина, перепадов температур, влажности, материалы ремня становятся твердыми, легко повреждаются, и он может просто лопнуть в любой момент.

    Заключение

    Есть одна хитрость: когда владелец планирует продавать свой автомобиль, он зачастую не вкладывается в ремонт, покупая самые дешевые запчасти и только те, что действительно необходимы. Поэтому специалисты рекомендуют: при покупке автомобиля с пробегом сразу заменить ряд деталей, которые наверняка уже или «на последнем издыхании», или установлены самые дешевые. В эту категорию входит и ремень ГРМ, от которого зависит работа самого дорогостоящего узла в автомобиле.

    Читайте также:  Как очистить металл от ржавчины в домашних условиях - какой кислотой магазинные и народные средства

    Признаки необходимости замены ремня ГРМ

    Ремень ГРМ выглядит как замкнутое кольцо из качественной резины с насечками с внутренней стороны. Он синхронизирует работу распределительного вала и коленчатого вала, а также клапанов и поршней в большинстве авто. Поэтому своевременная замена этого элемента газораспределительного механизма необходима для сохранения автомобиля в рабочем состоянии.

    За счет того, что он изготовлен из резины, ремень не подвержен коррозии и другим повреждениям, свойственным металлическим деталям. Но присутствует фактор износа.

    Когда менять?

    Есть очевидные признаки, свидетельствующие о том, что пора менять ремень.

    1. Если при самостоятельном осмотре (для этого нужно снять защитный кожух или же его определенную часть и, прокручивая коленвал, внимательно осмотреть всю длину детали) визуально видно провисание, даже незначительное ослабление, это свидетельствует о том, что пришла пора менять ремень газораспределительного механизма.
    2. Существует предусмотренный производителем срок его эксплуатации (они разные в зависимости от модели авто). Когда он заканчивается, нужно также осуществлять замену ремня.
    3. Если вы купили не новое авто, рекомендуется заменить эту деталь, поскольку предыдущий владелец если и проводил предпродажную подготовку, то, скорее всего это был косметический ремонт.
    4. Насечки с внутренней стороны ремня проскальзывают в результате износа (это может спровоцировать столкновение поршней с клапанами).
    5. Следы охлаждающей жидкости или масла на ремне ГРМ. Замена в этом случае необходима, так как вывести эти вещества до конца из резины невозможно. При продолжении эксплуатации снижается эффективность функционирования газораспределительного механизма и в разы увеличивается вероятность соскальзывания ремня со шкива.
    6. Наличие надрывов, трещин, углублений, отслоения нитей и других повреждений на поверхности. При максимальной нагрузке механизма даже незначительный дефект становится серьезной проблемой.

    Также существует ряд косвенных сигналов о том, что пора присмотреться к ремню:

    • остановка двигателя без видимых причин;
    • изменения оттенка выхлопа (он становится черным);
    • посторонние шумы, металлические стуки и вибрации во время работы мотора;
    • возникающие сложности в процессе запуска двигателя, рывки, потеря мощности;
    • износ помпы (в определенных моделях), натяжителя или роликов ремня (если натяжение недостаточное, это увеличивает вероятность разрыва).

    Где менять?

    Ремень ГРМ подлежит замене не только в случае разрыва. Коленчатый вал вращается со скоростью от пяти до шести тысячи оборотов. На такой скорости любое импульсное движение, неточность в установке, минимальная трещина, надрыв или повреждение узла могут спровоцировать серьезную поломку.

    Также к обрыву может привести не только его ослабление, но и перетяжка при установке.

    Рекомендуется не отдавать предпочтение аналогам, приобретенным на рынке или «с рук». Эти аналоги не всегда выполняются строго по технологии и это обязательно рано или поздно приведет к разрыву ремня. Выбирайте исключительно оригинальные изделия.

    На разных автомобилях алгоритм замены отличается, поэтому следует делать это в специализированных сервисных центрах. Специалист проконтролирует маршрут прохождения ремня, корректность установки подшипниковых опор и шкивов. Устранит люфты в опорах шкивов, если такие образуются.

    Если рекомендации о замене проигнорировать, произойдет разрыв, что в свою очередь повлечет деформацию определенных клапанов двигателя, выход из строя системы газораспределения и нарушение нормальной работы мотора (падение мощности, излишнее нагревание и расход топливных материалов). После такой поломки без капремонта не обойтись.

    Придерживайтесь руководства по эксплуатации своего авто.

    Ремень ГРМ и несколько основных признаков того, что он требует замены

    Газораспределительный механизм выполняет важную роль в двигателе и без него невозможна работа ДВС в целом. При этом основой привода ГРМ составляет связывающее звено. Оно бывает двух типов: ремень либо цепь.

    Последняя отлично зарекомендовала себя на объемных моторах, но на сегодняшнее время применяется все реже. А вот ремень известен с незапамятных времен и его можно встретить на многих отечественных автомобилях. При этом ремень изнашивается быстрее цепи и поэтому вам будет полезно знать о признаках того, что он просится на замену. Далее мы эти самые признаки перечислим.

    Читайте также:  Помогаем восстановиться «мозгам» после отключения аккумулятора Пособие автомобилиста

    Визуальные наблюдения

    Безусловно, ремень ГРМ не является тем элементом, который виден сразу при заглядывании в моторный отсек. Однако, так или иначе, до него добраться все же придется – это происходит порой случайно. Например, когда нужно отрегулировать клапана в двигателе либо заменить его внутренние компоненты – все это потребует снятия клапанной крышки и только после этого вашему взору обнажится привод газораспределительного механизма.

    После этого можно визуально попробовать определить износ ремня ГРМ. Как правило, это просто и если на внутренней стороне ремня вы обнаружили разрывы, надрывы и прочие повреждения, то это должно стать свидетельством того, что ремень необходимо заменить. В противном случае ремень впоследствии может порваться, что приведет к печальным последствиям.

    Внимание – на выхлопной патрубок

    Определить то, что ремень привода газораспределительного механизма изношен, поможет труба выхлопной системы, точнее, процессы, с ней происходящие. Во-первых, нужно отметить наличие черного дыма из патрубка. Он свидетельствует о переобогащении топливо-воздушной смеси.

    Далее можно выделить хлопки, которые раздаются при нажатии на педаль акселератора. Они довольно громкие и вряд ли вы оставите их без внимания.

    Проблем с запуском ДВС

    Если ремень привода ГРМ находится в очень изношенном состоянии или порвался, то логично ожидать от этого проблем при запуске в работу мотора. Как правило, происходит так, что стартер крутится бодро, но сам двигатель даже и не думает приходить в состояние бодрствования.

    Воспламенение в камерах сгорания отсутствует, как таковое. Компрессия – соответственно, тоже. И это уже является серьезным поводом для того, чтобы задуматься о не столько смене ремня ГРМ, сколько двигателя – в целом. Обрыв ремня во многих случаях приводит к капитальному ремонту мотора по той причине, что поршни встречаются с клапанами, из-за чего последние загибаются.

    Масляные подтеки

    Данное наблюдение можно считать, скорее, не следствием, а причиной. Все дело в том, что обнаружение следов масла либо охлаждающей жидкости в районе привода ГРМ должно стать для вас предупреждающим знаком – ремень ГРМ в таком случае может испытывать повышенный износ и происходит это от того, что техническая жидкость может попадать на поверхность ремня. Попавшее масло легко может спровоцировать перескок ремня на шкивах и привести также к скорой порче газораспределительного механизма в целом.

    Как правило, масло попадает на компоненты ГРМ из-под изношенного сальника коленчатого вала. Что касается охлаждающей жидкости, то она может появиться на газораспределительном механизме из-за слабой герметизации помпы.

    Акустические эффекты

    Изношенный ремень привода имеет не только повреждения внутренних дорожек. Также нужно отметить и его разлохмачивание, утончение и так далее. Как бы там ни было, но такое развитие событий неизбежно повлечет за собой и прочие признаки износа компонента.

    Как вы уже догадались, в данном случае речь идет об каких-то звуках. Как правило, такими звуками являются потрескивания, стрекотание, шорканья, а также всевозможные щелчки, исходящие от ГРМ. Особенно хорошо посторонние шумы слышны при запуске двигателя на холодную и в момент набора им оборотов.

    Износ катализатора

    Если вы обнаружили, что на вашем автомобили оплавились и начали осыпаться соты каталитического нейтрализатора, то не спешите обвинять в этом топливо плохого качества либо сам компонент, который может иметь посредственное исполнение. Проблема может крыться гораздо глубже, нежели вам кажется и виноват в этом будет именно ремень газораспределительного механизма.

    Его износ провоцирует провоцирует неполное сгорание топливно-воздушной смеси в цилиндрах. При этом какая-то часть не полностью сгоревшего топлива попадает в выпускную систему и идет на выход – в этот момент температура несгоревшей смеси крайне высока и именно это сказывается негативно на состоянии сот катализатора.

    Ссылка на основную публикацию
    Как научиться разбираться в машинах с нуля Подробное видео
    Полезные советы начинающему водителю что нужно знать Рада приветствовать вас, дорогие читатели и подписчики! Автомобиль в нашем скоростном веке необходим...
    Как найти; подсос; воздуха в карбюратор
    Карбюратору как и легким Карбюратор На русском языке «карбюрация» означает «смешивание». Это основа действия карбюратора. Жидкое топливо смешивается с воздухом,...
    Как наклеить карбоновую плёнку на авто своими руками — инструкция по обтягиванию с фото и видео
    Плёнка под карбон Текстурированная плёнка с рисунком углеткани Внешний стайлинг KIA Cerato KOUP — яркого автомобиля «не корейской» внешности заслуживает...
    Как научиться с нуля хорошо водить машину
    Как управлять автомобилем с автоматической коробкой передач видео уроки для чайников Подавляющее большинство автомобилей на сегодня имеют автоматическую трансмиссию. Привычный...
    Adblock detector