Электронная система управления двигателем (ЭСУД) от А до Я расшифровка, диагностика и распиновка

ЭСУД что это такое в автомобиле и как работает

Одним из главных элементов современного автомобиля является ЭСУД – электронная система управления двигателем. Именно она обеспечивает работу двигателя в оптимальном режиме мощности и, потребления топлива, кроме того, на нее возложена функция управления многочисленными функциями и рабочими процессами, протекающими в автомобиле. В общем смысле ЭСУД представляет собой компьютер ДВС, в котором обрабатываются показания датчиков и в соответствии с ними подаются те или иные команды на прочие системы и агрегаты. Однако это определение слишком общее, поэтому для понимания сущности и роли данного элемента следует разобраться в тонкостях его работы.

Что такое ЭСУД в автомобиле

Данная система объединяет в себе большое количество различных компонентов:

  • датчики и подсистемы, фиксирующие показания и рабочее состояние различных агрегатов двигателя;
  • передающие провода;
  • электронный блок управления – центральный элемент ЭСУД и своеобразный «мозг» автомобиля, в котором данные, получаемые с датчиков, обрабатываются и интерпретируются.

Необходимость внедрения электронной системы управления рабочими параметрами двигателя стала очевидной в процессе оптимизации процессов зажигания и впрыска – механическая регулировка и контроль не обеспечивали достаточной точности и эффективности, в результате чего КПД использовавшихся ранее ДВС был низким. На современных же моделях широко используются электронные контрольные модули, которые отвечают не только за вышеназванные параметры, но и за многие другие: впуск топливной смеси в цилиндры, охлаждение двигателя, выпуск отработанных газов, улавливание паров бензина и т.д.

Как правило, ЭСУД объединяется в единый комплекс с другими системами автомобиля, включая блок управления КПП, рулевой электроуситель, ABS, систему активной безопасности и т.д.

Из чего состоит ЭСУД

В состав электронной системы управления двигателем входят самые разные компоненты, в совокупности обеспечивающие комплексную регулировку рабочих параметров ДВС. К основным ее элементам относятся следующие:

  • электронный контроллер – основная часть всей системы, именно здесь анализируются показания датчиков, проводятся вычисления и формируются команды исполнительным агрегатам и подсистемам;
  • датчик массового расхода воздуха – фиксирует количество поступающего в цилиндры воздуха и в соответствии с этими данными изменяет объем подаваемого топлива;
  • датчик скорости – фиксирует текущую скорость и преобразует полученное значение в электронный сигнал;
  • кислородные датчики – определяет количество кислорода в выхлопных газах до и после стадии нейтрализации;
  • датчик неровной дороги – важный элемент современных электронных подвесок, анализирует силу вибрации кузова и преобразует полученное значение в сигнал;
  • датчик фаз – подает на контроллер сигнал при поднятии первого поршня в высшую точку на такте сжатия;
  • датчик температуры жидкости в системе охлаждения;
  • датчик положения коленчатого вала – фиксирует величину угла при повороте вала;
  • датчик дроссельной заслонки – определяет угол открытия заслонки;
  • датчик детонации – определяет интенсивность детонационных процессов в двигателе по уровню поступающих шумов;
  • модуль зажигания – в нем аккумулируется энергия, необходимая для поджигания топливовоздушной смеси, а также обеспечивает требуемое напряжение свечей;
  • форсунки – отвечают за распределение топлива между цилиндрами;
  • регулятор топливного давления – поддерживает требуемое давление при подаче топлива;
  • модуль бензонасоса – отвечает за избыточное давление в питающей двигатель системе;
  • адсорбер – необходим для улавливания бензиновых испарений;
  • нейтрализатор – уменьшает токсичность выхлопа двигателя за счет каталитических реакций;
  • датчик холостого хода – регулирует питание двигателя при холостой работе;
  • диагностический сигнал – лампа на приборной панели, загорание которой свидетельствует о той или иной неисправности в работе двигателя;
  • диагностический интерфейс – позволяет подключать к ЭСУД специализированное диагностическое оборудование.

Как видно, электронная система управления двигателем включает в себя внушительное количество самых разных датчиков и регуляторов. При этом все поступающие с них данные анализируются в едином электронном блоке, который представляет собой полноценный микрокомпьютер.

Читайте также: Что такое CAN шина в автомобиле и для чего она нужна.

Какие задачи выполняет ЭСУД

Большое количество компонентов, входящий в состав электронной системы управления, обусловливает и широкое разнообразие выполняемых ей задач. По большому счету, она полностью управляет работой двигателя, оперативно изменяет его параметры и фиксирует его состояние. К наиболее важным функциям ЭСУД можно отнести следующие:

  • расчет оптимального объема топлива и момента его подачи в камеру сгорания;
  • определение момента генерации искры, воспламеняющей ТВС;
  • регулировка угла опережения зажигания;
  • контроль положения коленвала;
  • самодиагностика системы, всех ее подсистем и исполнительных механизмов.

Все элементы ЭСУД работают в комплексе, что позволяет достигать оптимальной производительности мотора. Если в ходе диагностики выявляются какие-либо неисправности, то на экран либо приборную панель выводится соответствующее уведомление. Если обнаруженные нарушения создают угрозу двигателю и автомобилю в целом, то система управления отдает команду на его отключение. Если поломка не такая серьезная, то можно временно продолжать движение – но в любом случае нужно как можно скорее обратиться на автосервис.

Для определения действительной неисправности необходимо использовать специальное диагностическое оборудование. При подключении к соответствующему разъему оно считает информацию, расшифрует код ошибки и предоставит точные сведения о выявленной неполадке.

В этом выражается еще одна важная функция ЭСУД – сокращение затрат времени и денег на ремонтные работы. Работникам СТО будет достаточно только получить код ошибки, после чего можно сразу же приступать к устранению поломки.

Читайте также: Что такое Что такое инжектор в автомобиле и как он устроен.

Электронный блок управления двигателем (ЭБУ, ЭСУД, контролер)

Электронный блок управления двигателем (ЭБУ) – «компьютер», управляющий всей системой автомобиля. ЭБУ влияет как на работу отдельного датчика, так и на весь автомобиль. Поэтому, электронный блок управления двигателем очень важен в современном автомобиле.

Читайте также:  Почему потеют стекла в машине Наука о борьбе с запотеванием стекол

ЭБУ чаще всего заменяется следующими терминами: Электронная система управления двигателем(ЭСУД), контролёр, мозги, прошивка. Поэтому, если вы услышите один из этих терминов, то знайте, что речь идёт о «мозгах», о главном процессоре вашего автомобиля. Иными словами, ЭСУД, ЭБУ, КОНТРОЛЁР – это одно и то же.

Где находится эбу (контролёр, мозги)?

Электронная система управления двигателем (ЭБУ,ЭСУД) крепится под центральной торпедой панели приборов вашего автомобиля. Чтобы получить доступ к нему, нужно открутить крепления бокового каркаса торпеды крестовой отвёрткой.

Принцип работы контролёра (ЭБУ)

Электронный блок управления двигателем в течении всей работы двигателя получает, обрабатывает, управляет системами и датчиками, влияющими как на работу двигателя, так и на второстепенные элементы двигателя (система выхлопа).
Контролёр пользуется данными следующих датчиков:

  • ДПКВ (Датчик положения коленчатого вала).
  • ДФ (Датчик фаз).
  • ДМРВ (Датчик моментального расхода воздуха).
  • ДТОЖ (Датчик температуры охлаждающей жидкости).
  • ДПДЗ (Датчик положения дроссельной заслонки).
  • ДК (Датчик кислорода).
  • ДД (Датчик детонации).
  • ДС (Датчик скорости).
  • И другие датчики.

Получая данный от источников, перечисленных выше, ЭБУ контролирует работу следующих датчиков и систем:

  • Топливная система (Топливный насос, регулятор давления, форсунки).
  • Система зажигания.
  • Регулятор холостого хода (ДХХ,РХХ).
  • Адсорбер.
  • Вентилятор радиатора.
  • Система само диагностирования.

Так же, ЭСУД (эбу) имеет три вида памяти:

  1. Программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ); Содержит в себе так называемую прошивку, т.е. программу, в которую забиты основные показания калибровок, алгоритм управления двигателем. Данная память не стирается при отключении питании и является постоянной. Поддаются перепрограммированию, чип-тюнингу.
  2. Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ); Представляет собой временную память, в которой хранятся ошибки системы, измеряемые параметры. Данная память стирается при отключении питания.
  3. Электрически репрограммируемое запоминающее устройство (ЭРПЗУ). Данный тип памяти, можно сказать, является охраной автомобиля. В ней временно хранятся коды и пароли противоугонной системы автомобиля. Иммобилайзер и ЭРПЗУ сравниваются данными, после чего возможен пуск двигателя.

Виды ЭБУ (эсуд, контролёр). Какие ЭБУ устанавливаются на ВАЗ?

“Январь-4”, “GM-09”

Самые первые контролёры на SAMARA были Январь-4, GM – 09. Они устанавливались на первые модели до 2000 года выпуска. Данные модели выпускались как с резонансным датчиком детонации так и без него.

В таблице представлены две колонки: 1 колонка – номер ЭБУ, вторая колонка – марка «мозгов», версия прошивки, норма токсичности, отличительные особенности .

2111-1411020-22 Январь-4,без дк, рсо (резистор), 1-я сер. версия
2111-1411020-22 Январь-4,без дк, рсо, 2-я сер. версия
2111-1411020-22 Январь-4,без дк, рсо, 3-я сер. версия
2111-1411020-22 Январь-4,без дк, рсо, 4-я сер. версия
2111-1411020-20 GM,GM EFI-4 ,2111,с дк, США-83
2111-1411020-21 GM, GM EFI-4, 2111, с дк, ЕВРО-2
2111-1411020-10 GM,GM EFI-4 2111,с дк
2111-1411020-20 ч GM, рсо

Ваз 2113-2115 с 2003г. оснащаются следующими типами ЭБУ:

“Январь 5.1.х”

Различаются следующие виды аппаратной реализации:

  • одновременный впрыск;
  • попарно – параллельный впрыск;
  • фазированный впрыск.

Взаимозаменяема с “VS (Ителма) 5.1”, “Bosch M1.5.4”

2111-1411020-71 Январь-5.1.1,без дк, со
2111-1411020-71 Январь-5.1.1,без дк, со
2111-1411020-71 Январь-5.1.1,без дк, со
2111-1411020-71 Январь-5.1.1,без дк, со
2111-1411020-71 Январь-5.1.1,без дк, со
2111-1411020-72 Ителма,без дк,со
2111-1411020-72 Ителма,без дк,со
2111-1411020-72 Ителма,без дк,со
2111-1411020-72 Ителма,без дк,со

“Bosch M1.5.4”

Различаются следующие виды аппаратной реализации:

  • одновременный впрыск;
  • попарно – параллельный впрыск;
  • фазированный впрыск.

Взаимозаменяема с “VS 5.1”, “Январь 5.1.х”.

2111-1411020 без дк, рсо
2111-1411020 без дк, со (регулируется СО сканером)
2111-1411020-70 BOSCH, без дк,со
2111-1411020-70 BOSCH, без дк,со

“Bosch MP7.0”

Как правило данный тип контролёра выпускается на рынок, на заводе устанавливается в единичном объёме. Имеет стандартный 55-ти контактный разъём. Способен работать с перекроссировкой на других типах ЭСУД.

“Bosch M7.9.7”

Данные мозги начали входить в состав автомобиля с конца 2003г. Данный контролёр имеет собственный разъём, несовместимый с разъёмами, выпускавшимися до этой модели. Данный тип ЭБУ ставится на ВАЗ с нормой токсичности ЕВРО-2 и ЕВРО-3. Данный ЭСУД имеет более лёгкий вес и меньшие габариты, чем предыдущие модели. Так же имеется более надёжный разъём с повышенной надежностью. Имеют в своём составе коммутатор, что в целом повысит надёжность контролёра.

Данный ЭБУ никак не совместим с предыдущими контролёрами.

“VS 5.1”

Различаются следующие виды аппаратной реализации:

  • одновременный впрыск;
  • попарно – параллельный впрыск;
  • фазированный впрыск.

“VS 5.1” взаимозаменяема с “Bosch M1.5.4”, “Январь 5.1.х”.

“Январь 7.2.”

Данный вид ЭБУ выполнен на другой вид проводки (81 контактный) и аналогичен Бошевским 7.9.7+. Данный вид ЭБУ выпускается как на производстве Ителмы, так и на Автэл. Взаимозаменяемы с Бош M.7.9.7. Что касается программного обеспечения, то 7.2 является продолжением 5-го Января.

В данной таблицы представлены вариации ЭБУ BOSCH, 7.9.7, Январь 7,2, Ителма, устанавливаемых исключительно на ВАЗ 2109-2115 с двигателем 1,5л 8кл.

2111-1411020-80 BOSCH, 7.9.7, Е-2, 1,5 л, 1-я сер. версия
2111-1411020-80ч BOSCH, 7.9.7, Е-2, 1,5 л, тюнинг версия
2111-1411020-80 BOSCH,7.9.7+, Е-2, 1,5 л
2111-1411020-80 BOSCH,7.9.7+, Е-2, 1,5 л
2111-1411020-30 BOSCH,7.9.7, Е-3, 1,5 л, 1- сер. версия
2111-1411020-81 Январь 7,2, Е-2, 1,5 л, 1-я версия, неудачная, заменить A203EL36
2111-1411020-81 Январь 7,2, Е-2, 1,5 л, 2-я версия, неудачная, заменить A203EL36
2111-1411020-81 Январь 7,2, Е-2, 1,5 л, 3-я версия
2111-1411020-82 Ителма, дк, Е-2, 1,5 л, 1-я версия
2111-1411020-82 Ителма, дк, Е-2, 1,5 л, 2-я версия
2111-1411020-82 Ителма, дк, Е-2, 1,5 л, 3-я версия
2111-1411020-80 ч BOSCH, 7.9.7, без ДК, Е-2, дин,1,5 л
2111-1411020-81 ч Январь 7.2, без дк, со, 1,5 л
2111-1411020-82 ч Ителма, без дк, со, 1,5 л

Ниже представлена таблица с теми же ЭБУ, но на двигатели объёмом 1,6л 8кл.

21114-1411020-30 BOSCH,7.9.7, Е-2, 1,6 л, 1-я сер, (глючное ПО).
21114-1411020-30 BOSCH, 7.9.7, Е-2, 1,6 л, 2-я сер
21114-1411020-30 BOSCH, 7.9.7+, Е-2, 1,6 л, 1-я сер
21114-1411020-30 BOSCH, 7.9.7+, Е-2, 1,6 л, 2-я сер
21114-1411020-20 BOSCH, 7.9.7+, Е-3, 1,6 л, 1-я сер
21114-1411020-10 BOSCH, 7.9.7, Е-3, 1,6 л, 1-я сер
21114-1411020-40 BOSCH, 7.9.7, Е-4, 1,6 л
21114-1411020-31 Январь 7.2, Е-2, 1,6 л, 1-я серия – неудачная
21114-1411020-31 Январь 7.2, Е-2, 1,6 л, 2-я серия
21114-1411020-31 Январь 7.2, Е-2, 1,6 л, 3-я серия
21114-1411020-31 Январь 7.2+, Е-2, 1,6 л, 1-я серия, новая аппаратная версия
21114-1411020-32 Итэлма 7.2, Е-2, 1,6 л, 1-я серия
21114-1411020-32 Итэлма 7.2, Е-2, 1,6 л, 2-я серия
21114-1411020-32 Итэлма 7.2, Е-2, 1,6 л, 3-я серия
21114-1411020-32 Итэлма 7.2+, Е-2, 1,6 л, 1-я серия, новая аппаратная версия
21114-1411020-30 ч BOSCH, дк, Е-2, дин, 1,6 л
21114-1411020-31 ч Январь 7.2, без дк, со, 1,6 л
Читайте также:  Как заменить салонный фильтр Газель Бизнес

“Январь 5.1”

Все виды контролёра своего типа построены на одинаковой платформе и имеют отличия чаще всего в коммутации форсунок и подогревателя ДК.

Давайте рассмотрим следующий пример прошивок ЭБУ Январь 5.1: 2112-1411020-41 и 2111-1411020-61. Первая версия имеет фазированный впрыск и датчик кислорода, вторая версия отличается лишь тем, что у ней параллельный впрыск. Вывод – отличие данных эбу находится только в прошивках, поэтому их можно взаимозаменять.

2111-1411020-61 Январь5.1, дк, Е-2
2111-1411020-61 Январь5.1, дк, Е-2
2111-1411020-61 Январь5.1, дк, Е-2
2111-1411020-61 Январь5.1, дк, Е-2
2111-1411020-61 Январь5.1, дк, Е-2
2111-1411020-61 Январь5.1, дк, Е-2
2111-1411020-61 Январь5.1, дк, Е-2
2111-1411020-62 Ителма, дк, Е-2
2111-1411020-62 Ителма, дк, Е-2
2111-1411020-60 ч BOSCH,без дк, рег.СО
2111-1411020-61 ч Январь5.1,без дк, со
2111-1411020-62 ч Ителма,без дк, со

Ошибочное название – Январь 7.3. Это последний тип контролёров, который по настоящее время устанавливается на АвтоВАЗе. Данный тип ЭБУ устанавливается с 2007г. на ВАЗ с нормой токсичности ЕВРО-3.

Производителями данного ЭБУ являются две российские фирмы: Итэлма и Автэл.
Ниже, в таблице представлены ЭБУ для двигателей с нормой токсичности ЕВРО-3 И Евро-4.

Euro-3 двиг 1.6, 8 кл

Euro-4 двиг 1.6, 8 кл

Как определить ЭБУ?

Чтобы узнать, как определить свой контролёр, вам придётся снять боковой каркас торпеды. Запомните номер вашего ЭБУ и найдите его среди наших таблиц.
Так же, некоторые Бортовые компьютеры показывают тип ЭБУ и номер прошивки.

Диагностика ЭБУ

Диагностика ЭБУ представляет собой чтение ошибок, записанных в памяти контролёра. Чтение выполняется с помощью спец оборудования: ПК, шлейф и т.д. через диагностическую К-линию. Так же можно обойтись и бортовым компьютером, который имеет функции чтения ошибок ЭСУД.

ЭСУД: что это такое в автомобиле

Одним из главных элементов современного автомобиля является ЭСУД – электронная система управления двигателем. Именно она обеспечивает работу двигателя в оптимальном режиме мощности и, потребления топлива, кроме того, на нее возложена функция управления многочисленными функциями и рабочими процессами, протекающими в автомобиле. В общем смысле ЭСУД представляет собой компьютер ДВС, в котором обрабатываются показания датчиков и в соответствии с ними подаются те или иные команды на прочие системы и агрегаты. Однако это определение слишком общее, поэтому для понимания сущности и роли данного элемента следует разобраться в тонкостях его работы.

  • Что такое ЭСУД в автомобиле
  • Из чего состоит ЭСУД
  • Какие задачи выполняет ЭСУД

С чего всё началось?

Точкой отсчёта в истории электронных систем управления двигателем автомобиля можно считать середину 60-х годов минувшего столетия. Именно тогда компания Bosch предложила заменить механический способ контроля зажигания транзисторным.

Дальше электронная система управления двигателем развивалась семимильными шагами, и через несколько лет, а если быть точнее, то в 1979 году эта же немецкая фирма представила объединённую систему впрыска и зажигания.

Современные блоки контроля мотора машины наблюдают и управляют гораздо большим количеством параметров и узлов. Помимо этого, существуют системы, власть которых не ограничивается двигателем – это так называемые совместные блоки управления. Под их началом работают практически все агрегаты авто, например, тормоза, адаптивная подвеска, трансмиссия и т.д.

Устройство ЭСУД

В этом разделе мы рассмотрим то, что входит в состав контроллера, как он работает и за счет чего происходит контроль над мотором и прочими элементами. Если же брать как пример электронных систем максимально простой автомобиль, те же самые первые инжекторные автомобили ВАЗ, где компьютер управляет только мотором, то здесь все остальные элементы машины чисто механические. А блок выглядит чуть больше коммутатора от бесконтактного зажигания.

Устройство контроллера

Электронная система управления двигателем включает в себя массу различных элементов, главным из которых, конечно же, является бортовой компьютер. Представляет он из себя микропроцессорное устройство имеющие специальное назначение. Внутри располагается почти то же самое, что и у обычного настольного компьютера: оперативное запоминающие устройство (ОЗУ) и программируемое постоянное устройство запоминания (ППЗУ). ОЗУ необходимо компьютеру, чтобы хранить постоянно изменяющуюся информацию, например, характер работы двигателя в определенный момент. Здесь же храниться и все ошибки, что возникают в процессе работы машины, отсюда берутся эти показания и высвечиваются на приборной панели водителя в виде специальных ламп, или же, при наличии экрана, пишется непосредственно кода ошибки. При отключении питания все, что было записано в ОЗУ стирается.

Постоянная память хранит в себе заложенную программу по управлению двигателем на все случаи жизни. Это программа представляет собой алгоритм команд для правильно работы мотора, все калибровочные настройки. Это своеобразный жесткий диск компьютера, который независимо от наличия питания хранит всю заложенную информацию в себе. К слову, неоднозначный чип-тюнинг занимается именно изменением программы машины на более комфортабельную. Так, в зависимости от пожеланий клиента может быть установлена программа, которая бы увеличивала мощность мотора, но при этом повышался бы расход. С другой стороны, посредство замены программы можно добиться повышения экономичности автомобиля, но упадет тяга. Это очень удобно: можно подкорректировать работу мотора в зависимости от насущных потребностей.

Принцип работы

В свое работе компьютер использует показания с датчиков, основываясь на них, формируется задача для всех исполнительных устройств. В их число входят такие элементы, как топливный насос, форсунки в головке блока, система зажигания и прочее. К тому же. В задачи контроллера входит и диагностика правильности работы всех систем машины. Так называемая система самодиагностики. Если же находится какая-то неисправность, то загорается соответствующая лампа на приборной панели, или же просто запоминается код ошибки.

Говоря о контроле над мотором, то здесь главной задачей является непосредственно управление впрыском топлива. Происходить это должно в точный момент и в определённой последовательности, в зависимости от порядка работы двигателя и от нагрузки на двигатель в этот момент. Среди датчиков можно обнаружить такие: датчик положения распределительного и коленчатого вала, датчик массового расхода воздуха, датчик положения педали акселератора, датчик положения дроссельной заслонки, и масса прочих. Все они вкладывают свою лепту в процесс смесеобразования и момента впрыска топлива в цилиндры. К слову, консистенция топлива также регулируется компьютером. Топливно-воздушная смесь образовывается во впускном коллекторе, и она всегда готова к впрыску. Впрыск происходит посредством форсунок. Система зажигания также контролируется блоком управления, искра подается точно в момент, когда поршень находится в верхней мертвой точке, топливо уже впрыснуто, а все клапана закрыты.

Читайте также:  5 способов удалить шуруп с сорванным шлицом своими руками

Из чего состоит ЭСУД

В состав электронной системы управления двигателем входят самые разные компоненты, в совокупности обеспечивающие комплексную регулировку рабочих параметров ДВС. К основным ее элементам относятся следующие:

  • электронный контроллер – основная часть всей системы, именно здесь анализируются показания датчиков, проводятся вычисления и формируются команды исполнительным агрегатам и подсистемам;
  • датчик массового расхода воздуха – фиксирует количество поступающего в цилиндры воздуха и в соответствии с этими данными изменяет объем подаваемого топлива;
  • датчик скорости – фиксирует текущую скорость и преобразует полученное значение в электронный сигнал;
  • кислородные датчики – определяет количество кислорода в выхлопных газах до и после стадии нейтрализации;
  • датчик неровной дороги – важный элемент современных электронных подвесок, анализирует силу вибрации кузова и преобразует полученное значение в сигнал;
  • датчик фаз – подает на контроллер сигнал при поднятии первого поршня в высшую точку на такте сжатия;
  • датчик температуры жидкости в системе охлаждения;
  • датчик положения коленчатого вала – фиксирует величину угла при повороте вала;
  • датчик дроссельной заслонки – определяет угол открытия заслонки;
  • датчик детонации – определяет интенсивность детонационных процессов в двигателе по уровню поступающих шумов;
  • модуль зажигания – в нем аккумулируется энергия, необходимая для поджигания топливовоздушной смеси, а также обеспечивает требуемое напряжение свечей;
  • форсунки – отвечают за распределение топлива между цилиндрами;
  • регулятор топливного давления – поддерживает требуемое давление при подаче топлива;
  • модуль бензонасоса – отвечает за избыточное давление в питающей двигатель системе;
  • адсорбер – необходим для улавливания бензиновых испарений;
  • нейтрализатор – уменьшает токсичность выхлопа двигателя за счет каталитических реакций;
  • датчик холостого хода – регулирует питание двигателя при холостой работе;
  • диагностический сигнал – лампа на приборной панели, загорание которой свидетельствует о той или иной неисправности в работе двигателя;
  • диагностический интерфейс – позволяет подключать к ЭСУД специализированное диагностическое оборудование.

Как видно, электронная система управления двигателем включает в себя внушительное количество самых разных датчиков и регуляторов. При этом все поступающие с них данные анализируются в едином электронном блоке, который представляет собой полноценный микрокомпьютер.

Читайте также: Что такое CAN шина в автомобиле и для чего она нужна.

Электронная система управления двигателем — мозг, глаза и руки системы

Нужно отметить, что подобные системы управления используются и у бензиновых двигателей, и у дизельных агрегатов. В этот раз уделим внимание первым. Итак, современный блок контроля мотора управляет такими узлами:

  • впрыск;
  • зажигание;
  • топливная система;
  • впуск и выпуск;
  • система охлаждения;
  • вакуумный усилитель тормозов;
  • рециркуляция выхлопных газов;
  • устройства улавливания паров бензина.

Электронный мозг, заключённый в блоке где-то между мотором и салоном автомобиля – это лишь часть системы. Чтобы обеспечить контроль и управление параметрами силового агрегата, нужны ещё кое-какие приспособления – датчики и исполнительные устройства. Датчики являются глазами и ушами системы управления двигателем и их поистине огромное количество.

Так, к примеру, у технологии MED-Motronic (технология непосредственного впрыска), презентованной компанией Bosch в 2000 году, используется их более 13, расположившихся во всех уголках мотора. Среди них такие: датчик давления горючего в контуре низкого давления, положения педали газа, оборотов силового агрегата, температуры масла, воздуха во впускном коллекторе и охлаждающей жидкости, кислородные датчики и множество других.

На основе информации, поступившей от них и в соответствии с программами, заложенными в памяти, электронный блок принимает решение о тех или иных действиях и посылает сигналы на исполнительные устройства.

Если датчики – это глаза и уши, то исполнительные устройства – это руки электронной системы управления двигателем. Подчиняются ей самые разные элементы, например, топливный насос, катушки зажигания, форсунки цилиндров мотора, дроссельная заслонка, термостаты охлаждающей системы, вентилятор и ещё много, много других.

Сигналы о неисправности

Отдельного абзаца заслуживает система самодиагностики бортового компьютера. Когда она находит некоторые неисправности, то она выдает сигнал на одну из ламп или дисплей в комбинации приборов у водителя перед глазами. Однако, нужно еще быть уверенным, что и сама система исправна. Когда водитель включает зажигание, то все лампы сигнализатора должны загореться одновременно. В этот момент вся ЭСУД проверяет правильность работы диагностического механизма, активность сигнализатора и всей управляющей цепи. После того как двигатель запускается все лампы должны немедленно погаснуть. Как правило, если при движении автомобиля снова загораются какие-то лампы сигнализатора, то это обозначает, что возникли некие нарушения в работе двигателя, и работа машины происходит в аварийном режиме, когда система готова в любой момент отключить мотор. Желательно перестать эксплуатировать машину, когда лампы постоянно горят или мигают уже очень долго. Конечно, если лампочки загорелись, когда вы едите за сотню километров от цивилизации и СТО, то прекращать движение не стоит, нужно доехать до места, где можно хотя бы вызвать эвакуатор или вам смогут оказать любую помощь, и вы не останетесь на улице.

Конечно, доехать до станции технического обслуживания самостоятельно можно, каких-то сверх неполадок это не вызовет, но лучше все же минимизировать движение автомобиля. В случае движения машины в аварийном режиме может упасть экономичность двигателя или максимальная скорость, но, главное, в этом случае доехать. После того как устранится неполадка все лампы должны будут погаснуть через определенное время. За этот период контроллер самостоятельно удостоверится в том, что неполадки исчезли бесследно и тогда лампочки на приборной панели окончательно погаснут. Хорошим подспорьем при ремонте машины могут стать коды неисправностей, которые можно считать с блока управления и изучить. Также сигнализатор может подать свой голос, если просто произошел сбой в системе работы блока управления, так что в любом случае паниковать и думать, что вашей машине пришел конец однозначно не стоит. Все неполадки устраняются на СТО, конечно, это потребует денег, но благодаря ЭСУД хотя бы не займет много времени.

Ссылка на основную публикацию
Электродуговая сварка для начинающих технология, оборудование
Дуговая сварка для начинающих как правильно варить металл ручным способом Электрическая дуговая сварка — один из самых распространённых в наше...
Экономичные легковые автомобили по расходу топлива Юридический блог
Самый экономный автомобиль в России Экономичность расхода топлива в автомобиле является в наши дни главным критерием выбора для потенциального покупателя....
Экономия топлива на; Газелях; Экономия топлива и увеличение мощности для любых автомобилей
Нормы расхода топлива на Газели Некст с 405 и 406 инжекторным двигателем на 100 км Расход топлива на «Газели» –...
Электроды для сварки алюминиевых изделий — Все о сварке
Сварка алюминия электродом в домашних условиях Особенности сварки алюминия вызывают определенные трудности при соединении этого металла. Разработанные технологии в той...
Adblock detector