Датчик контроля уровня топлива Глонасс — установка системы мониторинга уровня топлива

Датчик уровня топлива

В статье вы узнаете

Что такое датчик уровня топлива

Датчик уровня топлива (ДУТ) — устройство для оперативного и точного контроля высоты столба топлива в баке. На основании этих данных платформа GPS-мониторинга вычисляет:

  • количество топлива в баке
  • расход топлива за период
  • средний расход топлива, например, литров на 100 км
  • заправки или сливы топлива

Сфера применения

Датчики уровня топлива используются на стационарных и передвижных объектах. К стационарным объектам относятся, например, резервуары с топливом на АЗС. В качестве передвижных объектов выступают транспортные средства: автомобили, тепловозы, корабли и т.д.

Типы датчиков уровня топлива

По состоянию на 2018 год наиболее распространенными являются следующие типы ДУТов:

  • Штатные
    • Поплавковый
      Также известен как “потенциометрический”
  • Отдельно устанавливаемые
    • Емкостной
      Происходит от термина “диэлектрическая емкость”, а не в понимании “емкость как объем”
    • Ультразвуковой

Поплавковый датчик, как правило, является штатным (встроенным в автомобиль на заводе), и используется для отображения относительного уровня топлива на приборной панели автомобиля. Назначение этого датчика – показывать примерный уровень топлива в баке водителю. Поэтому он не является высокоточным, на практике его относительная погрешность может доходить до 10-30%.

Емкостный и ультразвуковой датчики относятся к высокоточным инструментам контроля топлива в системах управления автопарками. Они устанавливаются не на заводе, а дополнительно – интеграторами систем спутникового мониторинга. Относительная точность таких датчиков – в пределах 1-2%.

Поплавковый ДУТ

Поплавковый ДУТ устанавливается в бак автомобиля на заводе-производителе.

Принцип работы: поплавок соединен с переменным резистором (иначе говоря, “потенциометром”). При изменении уровня топлива в баке изменяется и положение поплавка. Поплавок связан с потенциометром, так что меняется сопротивление резистора и, следовательно, изменяется выходящее с датчика напряжение. Данные поплавкового датчика передаются на приборную панель через:

  • отдельный провод; аналоговый сигнал (напряжение) – на старых а/м
  • CAN-шину; цифровой сигнал – на современных а/м

Емкостной ДУТ

Емкостной ДУТ устанавливается в бак автомобиля по инициативе владельца транспорта. Основная мотивация для установки — учет израсходованного топлива и фиксация фактов хищения.

Принцип работы: емкостной ДУТ представляет собой электрический конденсатор (wikipedia: электрический конденсатор).

Исполнение: измерительная часть – это две не соприкасающиеся трубки, вставленные одна в другую (реже – трубка и внутренняя струна). Трубки выполняют роль обкладок конденсатора. Вверху обе трубки прикреплены к плате датчика.

На трубки подается электрический ток. При этом топливо выполняет функцию диэлектрика электрического конденсатора. Поверхности двух трубок-электродов не соприкасаются, а промежуток между обкладками свободно заполняется топливом при погружении датчика и так же свободно освобождается при уменьшении уровня топлива (так что уровень топлива в трубках точно соответствует уровню топлива в баке).

Поскольку топливо заполняет пространство между обкладками конденсатора (трубками датчика), его электрическая емкость изменяется. Например, бензин имеет меньшее удельное электрическое сопротивление, чем воздух. Значит время заряда будет сокращаться. Чем выше будет уровень бензина между трубками, тем быстрее зарядится конденсатор.

Подсчет времени зарядки ведется на плате датчика. На основании этой информации вычисляется высота столба топлива в ДУТе и в баке. Эта информация передается от датчика в GPS-терминал – модулируется в виде напряжения (аналоговый ДУТ), частоты (частотный ДУТ) или в оцифрованном виде (цифровой ДУТ).

Емкостный ДУТ подключается к GPS-трекеру. Данные измерений емкостного ДУТа передаются в систему мониторинга, как правило, вместе с очередным пакетом данных о местоположении.

Ультразвуковой ДУТ

Принцип работы: Датчик представляет собой УЗИ-излучатель с проводом для соединения с GPS-трекером. Излучатель закрепляется с внешней стороны дна бака и генерирует импульс ультразвуковой частоты. Пройдя через металлическое дно бака и толщу топлива, сигнал отражается от раздела сред «топливо-воздух». Отраженный сигнал улавливается этим же излучателем. На основании времени между отправкой импульса и возвратом отраженного сигнала вычисляется высота столба топлива в баке.

Ультразвуковой ДУТ подключается к GPS-трекеру. Данные измерений ультразвукового ДУТа передаются в систему мониторинга, как правило, вместе с очередным пакетом данных о местоположении.

В реальных условиях эта технология зарекомендовала себя не очень хорошо по причине сложного монтажа (влияют много факторов, которые приходится учитывать “на месте”):

  • Датчик крепится к дну бака на специальный эпоксидный клей (в комплекте) или с помощью металлической ленты вокруг бака. Должен обеспечиваться идеальный контакт датчика с поверхностью бака. Если такого контакта нет, УЗИ волны распространяются с искажениями, что влияет на точность измерений.
  • Непредсказуемое наличие в баке перегородок. Наличие перегородок (служат для уменьшения колебаний топлива) и материал, из которого они сделаны, могут влиять на распространение УЗИ сигналов и, как следствие, на показания датчика. Нужно подбирать место крепления датчика “на удачу”.
  • Бугристая внутренняя поверхность бака. Пупырышки и бугорки на внутренней поверхности дна бака искажают и рассеивают УЗИ сигнал. Это снова приводит к неточностям.
  • Наличие мусора и воды на дне бака. Со временем на дне бака скапливается мусор, вода (зимой – лед), которые плавают и мешают УЗИ сигналу, из-за этого образуется обманчивое представление о меняющемся уровня топлива.

На практике ультразвуковой ДУТ имеет смысл применять только для автомобилей, переведенных на газ. У таких автомобилей отсутствует возможность использовать другие типы ДУТов.

Как подобрать подходящий ДУТ

Емкостный и ультразвуковой ДУТы выбираются по следующим параметрам:

  • размеры бака (принципиальное значение имеет высота)
  • интерфейс подключения

Размеры бака

Для установки емкостного ДУТа важны высота и форма топливного бака. Поэтому стоит уточнить эти параметры у клиента хотя бы примерно.

Длина измерительной части ДУТа должна быть чуть больше высоты бака (если датчик короче высоты бака, то он не сможет измерять малый объем топлива). Излишки измерительной части ДУТа обрезаются в процессе монтажа так, чтобы датчик почти касался дна бака – оставляют 3-4 см для исключения короткого замыкания мусором (стружкой, водой) на дне бака.

Обычно производители ДУТов предлагают датчики с длиной измерительной части от 0,7 до 3 метров, в зависимости от модели устройства. Для баков большинства автомобилей достаточно ДУТа с длиной измерительной части 0.7 метра.

Несколько ДУТов на одной машине

Установка нескольких ДУТов на одно транспортное средство требуется в следующих случаях:

  • Несколько топливных баков на одном ТС. Например, на фурах обычно установлено 2 бака, на вездеходах — 3 бака. В этом случае только установка ДУТов во все баки дает полную информацию об уровне топлива. В системе мониторинга информацию можно показывать отдельно по каждому ДУТу или показывать сразу сумму всех показаний.
  • Топливный бак имеет сложную форму. Например, это может быть бак с возвышением в центре, образующим два несообщающихся “кармана”. Баки такой формы встречаются на сельхозтехнике. В таком случае установка двух (или более) ДУТов повышает точность измерений. В системе мониторинга показания установленных в один бак ДУТов можно усреднить.

Интерфейс подключения

Если транспорт клиента уже оборудован трекером, то стоит уточнить марку/модель трекера. Без этой информации точно сказать, какой ДУТ можно подключить к имеющемуся трекеру, невозможно. После выяснения названия трекера нужно посмотреть какие его интерфейсы поддерживаются в Navixy. Сделать это можно на navixy.com в разделе “Устройства”. Далее ДУТ подбирается исходя из доступных интерфейсов. При наличии у трекера и цифрового, и аналогового интерфейса (например, это Teltonika FMB 125) стоит рекомендовать установить ДУТ с цифровым интерфейсом (например, RS-485)

Если оснащение трекерами транспорта будет происходить вместе с установкой ДУТов, то стоит рекомендовать трекеры и ДУТы с цифровыми интерфейсами (например, RS-485).

Процесс установки ДУТа

Установка ДУТа в 100% случаев выполняется партнерами. Клиенты, как правило, не обладают квалификацией, опытом и желанием устанавливать ДУТы самостоятельно. Причины нежелания не только технические, но и организационно-социальные (препятствие нововведениям по контролю, саботаж и вандализм водителей и т.п.).

Чтобы установить ДУТ необходимо иметь:

  • Бригаду из 2-х человек (одному сложно, например, демонтировать бак)
  • Инструменты
    • Биметаллическую коронку по металлу (часто диаметром 35мм)
    • Угловую дрель
    • Сверла по металлу (часто нитрид-титановые, желтого цвета)
    • Отвертки крестовые и шлицевые
    • Шарнирно-губцевый инструмент (кусачки, пассатижи и т.п.)
    • Ножовку по металлу или трубкорез
    • Заклепщик (для закрепления ДУТа на толстостенных баках)
  • Оборудование для тарировки
    • Трубку для тарировки
    • Мини-АЗС – портативную станцию с точным измерением залитого топлива в процессе тарировки
    • Емкости для временного хранения топлива в процессе тарировки (часто используются складные, типа надувных матрасов)
  • Расходные материалы – хомуты, провода в гофре, пломбы, термоусадочные колпачки и т.д. и т.п.
  • Ноутбук – для проведения калибровки, тарировки
  • УНУ – устройство настройки (соединяет ноутбук и плату ДУТа); как правило имеет специализированные разъемы, подходящие только к датчикам какого-то одного производителя; поэтому для подключения к датчикам другого производителя нужно или другое УНУ или соответствюущие переходники.

Как правило, профессиональные установщики имеют специальный автомобиль-техничку. В нем находятся емкости для слива топлива и станция для перекачивания топлива.

Помимо оборудования нужно иметь теоретическую подготовку и опыт решения нестандартных ситуаций.

А теперь посмотрим внимательно на процесс установки каждого типа ДУТа.

Ультразвуковой ДУТ

Для установки нужно зачистить участок снаружи дна бака, приклеить туда ДУТ и закрепить его хомутом, надетым вокруг бака. После этого к ДУТу подключается электропитание, производится тарировка.

    Ультразвуковой ДУТ устанавливается снаружи на дно топливного бака. Для установки выбирается геометрический центр дна бака.

Время работы — примерно 4 часа.

Емкостный ДУТ

Чтобы установить емкостный ДУТ нужно снять и выпарить топливный бак, проделать вверху бака отверстие, вставить в него измерительную часть ДУТа и закрепить ДУТ саморезами к поверхности бака. После этого к ДУТу подключается электропитание, производится калибровка и тарировка.

  1. Перед установкой из бака требуется слить все топливо. Затем необходимо избавиться от паров топлива, сохранившихся в баке после слива топлива. Если этого не сделать, то при сверлении отверстия из-за искры произойдет взрыв (особенно после бензина). Для этого бак демонтируется, в него заливается вода, сливается (повторить), и затем выпаривается (процесс называется “выпаривание бака”).
  2. Для установки выбирается геометрический центр бака.
  3. В геометрическом центре бака делается отверстие, металлическая стружка не должна попасть в бак.
  4. Измерительная часть ДУТа подрезается чуть короче, чем высота бака — так топливо сможет свободно попадать между трубками бака. Для подрезки используется трубкорез или ножовка по металлу.
  5. Выполняется калибровка. Это позволит ДУТу узнать свою новую длину, после подрезки. Для этого ДУТ переворачивается измерительной частью вверх и полностью заполняется топливом. Через 1-2 минуты топливо сливается.
  6. Емкостный ДУТ устанавливается в сделанное отверстие так, чтобы измерительная часть находилась внутри бака, а плата с интерфейсным кабелем — снаружи.
  7. Датчик закрепляется к поверхности бака саморезами. Для саморезов в металлическом основании верха датчика, на котором закреплена плата, предусмотрены отверстия.
  8. ДУТ подключается к бортовой электросети автомобиля и к компьютеру. Для этого используется специальный переходник. На компьютер устанавливается ПО для настройки ДУТа.
  9. Выполняется тарировка.
  10. ДУТ отключается от компьютера и подключается к трекеру. Монтаж трекера закончен.

Время работы – примерно 4 часа. Обучающее видео от Omnicomm (10 минут)

Подключение к CAN-шине

Чтобы подключиться к CAN-шине, нужно сперва отыскать ее в автомобиле. CAN-шина – это два провода, свитых в витую пару. В автомобиле много проводов, да и CAN-шина может быть не одна. Поэтому отыскать нужную CAN-шину без документации о том, где она проходит, очень сложно.

Когда ее нашли, то для считывания данных используется “CAN-крокодил” (рекомендуется) или подключаются прямо к медным проводам (менее предпочтительно).

Беспроводной датчик уровня топлива

Беспроводной датчик DUT-E S7 позволяет определить текущий объем (остаток) и изменение объема (заправка или слив) топлива в баке. В составе системы мониторинга транспорта DUT-E S7 позволяет получать достоверную информацию о текущем объеме топлива в баке машины и выявлять факты воровства топлива из бака, вести учет объемов заправки топлива в бак. Беспроводной датчик DUT-E S7 также используется для контроля уровня топлива в стационарных баках.

Беспроводная передача данных осуществляется по Технологии S7 через BLE-канал. В качестве приемника данных может выступать S7-совместимый терминал мониторинга транспорта и/или любое Android-устройство.

DUT-E S7 также используете в качестве «ночного сторожа» для оповещения водителя о хищении топлива из бака его транспортного средства, например, во время отдыха на стоянке.

Решаемые задачи

Контроль заправок и сливов топлива из бака

Предотвращение хищения топлива из бака

Контроль расхода топлива по баку

Применение DUT-E S7

Преимущества DUT-E S7

  • беспроводная передача данных по Технологии S7 через BLE-канал (Bluetooth 4.X Low Energy)
  • работа в режиме BLE-радио без сопряжения с приемником сигнала — трансляция данных одновременно на терминал мониторинга, кабинный дисплей, смартфон, планшет
  • встроенная батарея — DUT-E S7 работает без внешнего питания
  • ультранизкое энергопотребление обеспечивает полностью автономную работу датчика 5…10 лет
  • взрывобезопасность подтвержденная сертификатом «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах«

Нет кабеля

Повышенная устойчивость
к вандализму.

Нет кабеля

Быстрый монтаж датчика
и терминала мониторинга.

Нет кабеля

Взрыво- и пожаро-
безопасность датчика.

DUT-E S7 также обладает совокупностью преимуществ «проводных» датчиков линейки DUT-E:

  • обрезка/наращивание измерительной части датчика;
  • донный пружинный упор усиливает жесткость крепления;
  • фильтр-сетка надежно защищает от воды и грязи на дне бака;
  • функция цифровой самодиагностики для контроля качества работы датчика
  • автоматическая термокоррекция с настраиваемым коэффициентом;
  • автоматическая компенсация воздействия температуры окружающей среды на компоненты датчика
  • пломбировочныe отверстия для пресечения несанкционированного вмешательства в работу датчика;
  • углубления в корпусе обеспечивают удобный хват «головы» датчика при его фиксации;
  • эргономичное байонетное крепление позволяет экономить время на монтаже;
  • полный набор монтажных элементов в комплекте;
  • соответствие отечественным и европейским автомобильным стандартам.

Приложение Fuel Tank Monitor

Приложение Fuel Tank Monitor используется для контроля уровня топлива в баке, оповещения о сливе/заправке и др. Все настройки датчика хранятся в Аndroid-устройстве и могут быть экспортированы/импортированы в другое устройство.

Приложение полезно как механику автопарка, так и водителю:

Водитель

контроль заправок на АЗС
заполнение путевых листов
сигнализация о краже топлива из бака

Механик


оперативный контроль топлива на стоянке автопарка
сдача/приемка остатков топлива

Что может делать приложение Fuel Tank Monitor?

  • отображать информацию о датчике (серийный номер датчика, версия прошивки, MAC-адрес BLE-модуля датчика)
  • загружать и сохранять профиль датчика в/из android устройства
  • создавать/хранить данные калибровки датчика
  • создавать/хранить тарировочную таблицу
  • производить настройку датчика для конкретных условий эксплуатации
  • фиксировать и оповещать о событиях слив и заправка, низкий уровень топлива, низкая/высокая температура
  • проводить диагностику неисправностей датчика
  • логировать сообщения датчика

  • Технические характеристики
  • Активация BLE модуля
  • Сертификаты

Технические характеристики

Принцип действия Емкостной
Интерфейс беспроводной передачи данных Bluetooth 4.1
Мощность передатчика (Tx Power), дБм +4
Максимальное расстояние между датчиком и
принимающим устройством, м
10…20 м (при установке на ТС и внутри зданий)
100…150 м (при установке в зоне прямой видимости)
Количество одновременно принимающих
BLE-совместимых устройств
Любое количество в радиусе действия передатчика DUT-E S7
Интервал передачи данных, с 5
Расчетный срок автономной работы датчика
от встроенной батареи, лет
5…10*
Температурный диапазон, °С -30…+80

*В зависимости от температурных условий окружающей среды.

Активация BLE модуля

Активация BLE-модуля

DUT-E S7 имеет следующие три режима работы, определяемые состоянием BLE-модуля:

  • «Хранения» — В данном режиме DUT-E S7 находится с момента выпуска из производства. BLE-модуль датчика неактивен, его радиоизлучение полностью отсутствует;
  • «Технологический» — Режим ограниченной функциональности DUT-E S7, включаемый только для проверки серийного номера и версии прошивки датчика с помощью мобильного приложения S7. Для активации «Технологического» режима необходимо коснуться крышки датчика постоянным магнитом. Через 4 ч либо после повторного касания крышки магнитом BLE-модуль вновь переходит в неактивное состояние.
  • «Рабочий» — Режим полной функциональности DUT-E S7, включаемый при его установке в бак ТС. После чего, возможны настройка датчика и мониторинг его показаний с помощью приложения S7.

В «Рабочем» режиме BLE-модуль активируется окончательно на весь срок эксплуатации DUT-E S7, без возможности возвращения в неактивное состояние. Для активации «Рабочего» режима необходимо с помощью небольшой отвертки накоротко замкнуть трубки измерительной части DUT-E S7 и коснуться крышки датчика постоянным магнитом.

Сертификаты

Другие датчики для контроля уровня топлива

Датчик уровня топлива

Дифференциальный датчик уровня топлива

Датчик уровня топлива с GSM и GPS

Беспроводной датчик уровня топлива

Беспроводной датчик DUT-E S7 позволяет определить текущий объем (остаток) и изменение объема (заправка или слив) топлива в баке. В составе системы мониторинга транспорта DUT-E S7 позволяет получать достоверную информацию о текущем объеме топлива в баке машины и выявлять факты воровства топлива из бака, вести учет объемов заправки топлива в бак. Беспроводной датчик DUT-E S7 также используется для контроля уровня топлива в стационарных баках.

Беспроводная передача данных осуществляется по Технологии S7 через BLE-канал. В качестве приемника данных может выступать S7-совместимый терминал мониторинга транспорта и/или любое Android-устройство.

DUT-E S7 также используете в качестве «ночного сторожа» для оповещения водителя о хищении топлива из бака его транспортного средства, например, во время отдыха на стоянке.

Решаемые задачи

Преимущества DUT-E S7

  • беспроводная передача данных по Технологии S7 через BLE-канал (Bluetooth 4.X Low Energy)
  • работа в режиме BLE-радио без сопряжения с приемником сигнала — трансляция данных одновременно на терминал мониторинга, кабинный дисплей, смартфон, планшет
  • встроенная батарея — DUT-E S7 работает без внешнего питания
  • ультранизкое энергопотребление обеспечивает полностью автономную работу датчика 5…10 лет
  • взрывобезопасность подтвержденная сертификатом «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах«

Нет кабеля

Повышенная устойчивость
к вандализму.

Нет кабеля

Быстрый монтаж датчика
и терминала мониторинга.

Нет кабеля

Взрыво- и пожаро-
безопасность датчика.

DUT-E S7 также обладает совокупностью преимуществ «проводных» датчиков линейки DUT-E:

  • обрезка/наращивание измерительной части датчика;
  • донный пружинный упор усиливает жесткость крепления;
  • фильтр-сетка надежно защищает от воды и грязи на дне бака;
  • функция цифровой самодиагностики для контроля качества работы датчика
  • автоматическая термокоррекция с настраиваемым коэффициентом;
  • автоматическая компенсация воздействия температуры окружающей среды на компоненты датчика
  • пломбировочныe отверстия для пресечения несанкционированного вмешательства в работу датчика;
  • углубления в корпусе обеспечивают удобный хват «головы» датчика при его фиксации;
  • эргономичное байонетное крепление позволяет экономить время на монтаже;
  • полный набор монтажных элементов в комплекте;
  • соответствие отечественным и европейским автомобильным стандартам.

Приложение Fuel Tank Monitor

Приложение Fuel Tank Monitor используется для контроля уровня топлива в баке, оповещения о сливе/заправке и др. Все настройки датчика хранятся в Аndroid-устройстве и могут быть экспортированы/импортированы в другое устройство.

Приложение полезно как механику автопарка, так и водителю:

Водитель

контроль заправок на АЗС
заполнение путевых листов
сигнализация о краже топлива из бака

Механик


оперативный контроль топлива на стоянке автопарка
сдача/приемка остатков топлива

Что может делать приложение Fuel Tank Monitor?

  • отображать информацию о датчике (серийный номер датчика, версия прошивки, MAC-адрес BLE-модуля датчика)
  • загружать и сохранять профиль датчика в/из android устройства
  • создавать/хранить данные калибровки датчика
  • создавать/хранить тарировочную таблицу
  • производить настройку датчика для конкретных условий эксплуатации
  • фиксировать и оповещать о событиях слив и заправка, низкий уровень топлива, низкая/высокая температура
  • проводить диагностику неисправностей датчика
  • логировать сообщения датчика

Технические характеристики

*В зависимости от температурных условий окружающей среды.

Активация BLE модуля

DUT-E S7 имеет следующие три режима работы, определяемые состоянием BLE-модуля:

  • «Хранения» — В данном режиме DUT-E S7 находится с момента выпуска из производства. BLE-модуль датчика неактивен, его радиоизлучение полностью отсутствует;
  • «Технологический» — Режим ограниченной функциональности DUT-E S7, включаемый только для проверки серийного номера и версии прошивки датчика с помощью мобильного приложения S7. Для активации «Технологического» режима необходимо коснуться крышки датчика постоянным магнитом. Через 4 ч либо после повторного касания крышки магнитом BLE-модуль вновь переходит в неактивное состояние.
  • «Рабочий» — Режим полной функциональности DUT-E S7, включаемый при его установке в бак ТС. После чего, возможны настройка датчика и мониторинг его показаний с помощью приложения S7.

В «Рабочем» режиме BLE-модуль активируется окончательно на весь срок эксплуатации DUT-E S7, без возможности возвращения в неактивное состояние. Для активации «Рабочего» режима необходимо с помощью небольшой отвертки накоротко замкнуть трубки измерительной части DUT-E S7 и коснуться крышки датчика постоянным магнитом.

Как обмануть ГЛОНАСС — подробная инструкция

Сегодня в интернете по запросам «Как обмануть ГЛОНАСС», «Обманываем GPS», «Как обмануть датчик топлива» и т.п. можно найти массу инструкций, видеороликов и прочей информации.

Но давайте проясним сразу – большинство этих историй вовсе не про обман системы мониторинга транспорта и контроля расхода топлива. Они – про обман человека, занимающегося анализом данных, полученных от такой системы.

В этой статье мы рассмотрим популярные способы так называемого «обмана ГЛОНАСС и GPS» и методы обнаружения такого обмана.

В попытках обмануть устройство мониторинга транспорта водители преследуют три цели:

  • Скрыть местоположение автомобиля во время выполнения «левых» рейсов или нарушения штатного расписания движения;
  • Скрыть факт хищения топлива;
  • Показать контролирующим органам несуществующую работу (например, работу по очистке дорожной поверхности).

За определение местоположения транспорта в устройствах GPS/ГЛОНАСС мониторинга отвечает модуль, состоящий из микросхемы приёма координат (GPS-модем) и GPS-ГЛОНАСС антенны. Единственный известный способ повлиять на работу GPS-модема – использование различных «глушилок». Зачастую, в качестве такой глушилки используется FM-модулятор, настроенный на определённую частоту.

В случае, если на транспортном средстве установлен бортовой контроллер GPS/ГЛОНАСС старого образца, такой способ обмана (использование модулятора) действительно работал. Современные бортовые контроллеры «АвтоГРАФ-GSM» не подвержены влиянию кустарных глушилок и FM-модуляторов, поэтому использование современного оборудования «АвтоГРАФ» страхует вас от подобных ухищрений водителей. Ну а на бортовых контроллерах старого образца подобные манипуляции можно отследить в диспетчерском программном обеспечении. Признаки таковы:

  • Сигнал исчезает только когда технику использует определённый водитель;
  • Сигнал пропадает не сразу, а лишь через какое-то время после начала рейса, и также внезапно может появиться.

Выяснить точно, что водитель пользуется глушилкой, можно отправив с ним в рейс контролёра. Как правило, при езде с проверяющим человеком, оборудование волшебным образом начинает работать без сбоев. Тем не менее доказать использование глушилки очень сложно, поэтому рекомендуется заменить старое оборудование на современные аналоги. Системы мониторинга автотранспорта «АвтоГРАФ» — отличный выбор для решения подобной проблемы.

Манипуляции с антенной – более распространённый вариант махинаций. Начнём с того, что контроллеры GPS бывают с внешней и внутренней антенной. В случае, если антенна внутренняя, повредить её можно только полностью выведя из строя бортовой контроллер. А если устройство сломано и не передаёт данные – это сразу увидит диспетчер, а мастер, производящий осмотр оборудования, легко обнаружит его злонамеренную порчу. Т.к. бортовой контроллер чаще всего устанавливается под приборную панель, вариант перекрытия сигнала к внутренней антенне изготовленным из металла «щитом» маловероятен.

Но иногда, из-за особенностей конструкции транспорта, необходимо использовать контроллер с внешней антенной. Манипуляции с внешними антеннами ГЛОНАСС/GPS бывают следующие: перекрытие навершия антенны металлическим «щитом» (изготовленная из металла коробочка размером примерно со спичечный коробок) и прокол провода антенны иглой. Прокол антенны легко обнаружить при визуальном осмотре, и, если таковой имеется – заставить водителя заменить антенну за свой счёт (после чего, как правило, антенна более не выводится из строя). Признаки использования металлического щита такие же, как и описанные выше признаки использования глушилки (т.к. щит водитель, скорее всего, забирает с собой, а не оставляет его в транспортном средстве). Способы выявления, соответственно, идентичные.

Перейдём к манипуляциям с топливным датчиком. Собственно, обмануть топливный датчик нельзя – его можно или сломать (а обрыв проводки или физическая поломка самого датчика легко обнаруживается при осмотре техники механиком или монтажником систем мониторинга), или заставить «сбоить» и «врать» различными ухищрениями не с самим датчиком, а с топливным баком транспортного средства.

Чего только не повидали монтажники систем мониторинга: и специальные замятия топливных баков, чтобы топливный датчик стал упираться в дно бака, и подбрасывание в бак металлических гаек, и даже надувание внутри бака колёсных камер.

Манипуляции с подбрасыванием в бак предметов часто производятся с целью физически уменьшить объём бака на какое-то количество литров. Например, имеем бак на 200 литров. Допустим, внутри бака есть какой-то предмет (или несколько), уменьшающий объём бака на 10 литров. Тогда при заправке 100 литров топлива, датчик покажет 110 литров, и можно недоливать часть топлива в бак, а лить остаток в канистру (понятно, с какой целью). Обнаруживается такая манипуляция просто – диспетчер увидит, что у транспортного средства увеличился расход (топливо ведь не только быстрее «прибывает» в топливный бак, но и убывает с равно увеличенной скоростью), после чего ТС должен осмотреть механик. А обнаружение в топливном баке посторонних предметов – это уже повод уволить водителя по статье.

Ещё часто что-то подкидывают в бак не с целью уменьшить его ёмкость, а с целью помешать работе датчика (металлический предмет должен соприкасаться с топливным датчиком). Такое тоже элементарно вычисляется диспетчером – он сразу увидит «зависания» топливного датчика, после чего должен будет принять соответствующие меры (назначить осмотр транспортного средства).

Ну и самый любимый водителями способ обмана – сливы через систему возврата топлива в бак, т.н. «сливы через обратку». В шланг возврата вставляется «капельница», шланг которой опускается в канистру или ведро, и топливо из бака медленно утекает прямо во время работы транспортного средства. При такой схеме обмана диспетчер должен заметить возросший расход транспортного средства, и принять соответствующие меры.

Наша компания предлагает использовать топливные датчики «Техноком-TKLS», существующие в вандалозащитном и взрывозащитном вариантах, наиболее устойчивые ко всем имеющимся видам манипуляций.

Последний вид манипуляций – это обман «ГЛОНАСС» с целью сымитировать выполнение какой-либо работы. Например (и это реальная история из жизни), можно очень медленно проехать по дороге, предварительно переставив бортовой контроллер на автомобиль, используемый для обмана, как будто это едет каток, укладывающий асфальт, или автогрейдер, выполняющий задание. Или другой случай: снегоуборочная машина ездит по территории с поднятой щёткой.

Как правило такое делают с целью обмануть не руководство предприятия, а какой-либо государственный контролирующий орган. Такой обман вычислить невозможно, т.к. это и не обман вовсе – устройство мониторинга фиксирует реальное местоположение и реальную скорость.

Но такого обмана можно избежать, установив на технику в купе с бортовым контроллером дополнительные датчики работы механизмов. Тогда у диспетчера появляется возможность не только отслеживать скорость и местоположение техники, но и непосредственно видеть, использовался ли нужный для выполнения работ механизм (отвал, щётка, насос, ковш экскаватора и т.п.).

ГК «Бизнес навигация» предлагает к монтажу следующие датчики для отслеживания работы механизмов:

  • Датчик снятия сигнала с кнопки (позволяет увидеть, нажата ли кнопка включения механизма);
  • Датчик работы механизма «Техноком» (позволяет считывать обороты двигателя при включении навесного оборудования);
  • Датчик угла наклона (позволяет отслеживать работу механизмов и рычагов, изменяющих угол, например, работу ковша экскаватора);
  • Адаптер «CAN-LOG» (позволяет снимать параметры с бортового компьютера транспортного средства и контролировать параметры, наблюдаемые на приборной панели транспорта).

Подводя итог можно сказать следующее: если на предприятии имеется сотрудник, который контролирует работу техники в специальном программном обеспечении, понимает процессы, отображаемые в этой программе и знает, что делать с полученной информацией – обмануть «ГЛОНАСС» на таком предприятии невозможно.

Читайте также:  Двигатель постоянного тока схемы включения
Ссылка на основную публикацию
Гуляют обороты холостого хода на фиат альбеа
Как написать претензию на возврат денег за некачественную мебель Другие образцы претензий … Претензия на возврат денег за некачественную мебель...
Готовые комплекты акустики для установки в авто от Ural (Урал) 1
Как сделать хороший автозвук в машине Каждый автовладелец стремится к тому, чтобы автозвук в его машине был идеальным. И многие...
Гофрированный вопрос замена гофры глушителя своими руками
Замена гофры глушителя 8-910-163-63-23 Пн-Пт: 9-19, Сб-Вс: 9-18 Замена гофры глушителя требуется автомобилю очень часто. Так как глушитель — это...
ГУР КамАЗ — Гидроусилитель руля, устройство, ремонт, характеристики
Неисправности гидроусилителя руля Благодаря развитию технологий в машиностроении, передвижение на автотранспорте становится более комфортным не только для пассажиров, но и,...
Adblock detector