Что такое масляный фильтр

Конструкция масляных фильтров для авто

Смазочная жидкость в двигателе постепенно засоряется всевозможными примесями, которые появляются по причине износа внутренних деталей. В результате этого масло обретает абразивные свойства, переставая эффективно смазывать мотор, а наоборот ускоряя его износ. Во избежание всего этого нужен масляный фильтр, задерживающий все инородные включения. Какие бывают масляные фильтры, как они работают и какое у них устройство мы рассмотрим в сегодняшнем материале.

Для чего нужны масляные фильтры

Нормальное функционирование автомобильного мотора поддерживается смазыванием всех трущихся элементов, среди которых:

  • коренные и шатунные подшипники коленчатого вала;
  • элементы ГРМ;
  • поршневые кольца в цилиндрах и многое другое.

За их смазывание отвечает моторное масло, циркулирующая по смазочной системе. В результате постоянного контакта и сильного трения образуются частицы износа (мельчайшая металлическая пыль), а также в жидкость проникает дорожная пыль и капли влаги в виде конденсата. В результате этого моторное масло постепенно превращается в абразив. Конструкция масляного фильтра такова, что он эффективно задерживает все эти посторонние включения, повышая моторесурс.

Устройство современного масляного фильтра автомобиля такое, что он задерживает до 95 процентов частичек фракцией 25-45 микрон. Также фильтрующий элемент задерживает частицы нагара и прочие загрязнения, способные проникнуть в жидкость.

У фильтра есть и еще одна важная функция: обеспечение задержания масла в магистрали и каналах после остановки силового агрегата. Это нужно для безопасного запуска силового агрегата после простоя машины. С первых секунд работы детали мотора уже немного смазаны, поэтому не повреждаются из-за сухого трения.

Развитие фильтров

Первый масляный фильтр был установлен на машину в далекие 20-е годы прошлого столетия. Добавление этого уникального элемента в конструкцию агрегата продлило срок службы масла во много раз, а моторесурс ДВС увеличился почти втрое. Ранее в моторах без фильтров масла меняли очень часто – каждые 700-800 километров пробега.

Устройство масляного фильтра двигателя современного автомобиля шагнуло вперед, поэтому сегодня автомобилистам приходится менять смазку каждые 10, а то и 20 тыс. километров пробега. До середины 40-х годов автопроизводители устанавливали неполнопоточные фильтрующие элементы, которые пропускали лишь часть масла. В связи с этим эффективность фильтрации была недостаточной. Через время появились полнопоточные модели, которые очищали все проходящее сквозь корпус масло, и ситуация изменилась. Конструкция корпуса масляных фильтров по сей день принципиально не изменилась.

Разновидности фильтров для масла

Масляный фильтр отстойник

Устройство и работа масляного фильтра во многом зависит от вида изделия. Все эти фильтрующие элементы делятся на несколько категорий по типу конструкции, а точнее по принципу функционирования:

  • механические – это традиционные фильтры, в которых фильтрующий элемент изготавливается из особого пористого материала;
  • магнитные;
  • гравитационные (их еще называют отстойниками);
  • центробежные.

Также все механические фильтры по конструкции подразделяются на две большие категории – они бывают сменными или имеют внутри сменный фильтрующий элемент. Независимо от модификации, все фильтры делятся еще на две подкатегории:

  • полнопоточные – пропускают весь объем смазочной жидкости;
  • неполнопоточные – фильтруют часть смазки.

к содержанию ↑

Качество фильтрации

Конструкция масляного фильтра, а точнее тип используемых материалов, влияет на качество фильтрации смазочной жидкости. По этому параметру элементы классифицируются на следующие группы:

  • фильтры тонкой очистки;
  • средней;
  • грубой.

Все моторы легковых автомобилей комплектуются всего одним фильтрующим элементом, задерживающим частицы размером не менее 25-45 микрон – этого оказывается достаточно. На грузовиках, спецтехнике и сельскохозяйственной технике дополнительно устанавливается фильтр грубой фильтрации, останавливающий более крупные фракции от 60-70 микрон. Также некоторые транспортные средства комплектуются фильтрами-отстойниками, в которых оседают наиболее крупные фракции.

В поддоны картера иногда дополнительно встраиваются магнитные фильтры, которые притягивают к себе крупные частички металла. Подобные фильтры задерживают лишь металлические загрязнения – стальная стружка, частички ферромагнитных сплавов и пр. Магнитный фильтр обычно имеет конструкцию пробки, которая вкручивается в нижнюю часть поддона. Для очистки подобного фильтра его нужно выкрутить, подобно обычному болту.

Читайте также:  Кроссвэн Mitsubishi Expander 2017-2018, фото видео цена Мицубиси Экспандер характеристики

Как устроены масляные фильтры?

Сменный фильтрующий элемент

Конструкция масляного фильтра двигателя достаточно сложна и от нее во многом зависит принцип работы элемента. Большинство этих изделий состоят из следующих составных частей и элементов:

  • корпус цилиндрической формы;
  • нижняя крышка, имеющая впускное и выпускное отверстие (когда фильтр неразборный, крышка соединяется с корпусом сваркой или вальцовкой);
  • сам фильтрующий элемент, состоящий из картона, особой бумаги, войлока или прочих пористых материалов, имеющих пропитку;
  • перепускной клапан масляного фильтра;
  • клапан, предотвращающий слоив масла после остановки мотора (называется противодренажным);
  • противосливной клапан – им оснащаются неразборные модели;
  • прижимная пружина (есть у неразборных фильтров).

Устройство корпуса масляного фильтра разборной конструкции принципиально не отличается. У этих изделий есть сменный фильтрующий элемент, который можно купить отдельно, сняв герметичную крышку. Далее рассмотрим более подробно принцип работы каждого составного элемента.

Корпус с крышкой

В крышке каждого фильтра для масла есть отверстия, расположенные радиально. Через них производится подача смазочной жидкости. Она проникает внутрь в полость между корпусом и шторой (фильтрующий элемент), после чего проходит сквозь нее и в очищенном виде выходит сквозь центральное отверстие. У этого отверстия есть резьба, благодаря которой изделие накручивается на штуцер автомобильного двигателя. Обычно корпус изготавливается из стали и обладает высокой прочностью, так как должен переносить высокое давление в пределах 2-16 атмосфер.

Фильтрующий материал

Внутренний фильтрующий материал

Так называемая штора является важнейшей деталью фильтра для масла в машине. Изготавливается она из разных материалов, но чаще всего производители используют особый картон или бумагу с пропитками. Штора складывается, подобно гармошке, и закручивается, формируя многолучевую звезду. За счет этого увеличивается площадь фильтрующего элемента без расширения объемов корпуса.

Штора скрепляется металлическими кольцами, которые придают ей цилиндрическую форму и предотвращают распадание. Многие фильтры, кроме бумажной шторки, комплектуются войлочной вставкой, располагаемой по периметру. Она задерживает самые крупные частички загрязнений и продлевают ресурс основного фильтрующего материала.

Перепускной клапан

В конструкцию масляного фильтра двигателя автомобиля входит перепускной клапан. Он имеет пружинную систему и предотвращает масляное голодание, когда жидкость слишком вязкая (например, при запуске холодного мотора зимой или когда фильтр сильно забит). Клапан открывается, когда превышается пороговое давление, перенаправляя масло в мотор мимо фильтра. Необходимость установки перепускного клапана обусловлена тем, что лучше недолго смазывать мотор грязным маслом, нежели он будет минуту или более работать без смазки вовсе.

Другие элементы

Среди других деталей, входящих в устройство масляных фильтров для автомобилей, можно выделить противодренажный клапан. Он имеет вид резинового кольца, которое прикрывает впускные отверстия в корпусе. Данный клапан предупреждает вытекание масла из мотора, когда он останавливается. Есть еще противосливной клапан, называемый сервисным. Он нужен для предупреждения вытекания жидкости из фильтра, когда его меняют в мастерской.

Правила эксплуатации и периодичность замены

Каждый автомобилист должен знать, где масляный фильтр находится в его автомобиле и вообще какой масляный фильтр нужно спрашивать в магазинах перед обслуживанием на СТО. Также важную роль играет регулярная замена элемента и дополнительные тонкости.

Использовать рекомендуем только те фильтры для двигателей, которые советует автопроизводитель. У каждого фильтра свои технические характеристики:

  • рабочее давление;
  • пропускная способность;
  • степень фильтрации;
  • давление, при котором открывается клапан.

Кроме того, у каждого фильтра свои размеры и резьба определенного диаметра, то есть неподходящий фильтр может просто не установиться на место.

Сроки замены

Когда и как менять масляный фильтр подробно излагается в руководстве по эксплуатации к каждой модели автомобиля. Каждый производитель указывает периодичность замены этой детали, но обычно автомобилисты делают это при смене моторного масла (в среднем каждые 10-15 тыс. километров). При эксплуатации авто в сложных рабочих условиях, использовании низкопробного топлива или при частых запусках/остановках ДВС фильтр потребует более частой замены. Это приведет к дополнительным затратам, но увеличит моторесурс.

Подробнее о замене масла в двигателе автомобиля советуем узнать из отдельного материала на сайте.

Как менять?

Насадки для съемника

Для обслуживания потребуется специальный съемник масляного фильтра, немного свободного времени и некоторые простейшие инструменты, которые есть у каждого. Где находится фильтр должно быть известно каждому автомобилисту, но также это можно понять из изображений, которые должны быть в руководстве по эксплуатации к машине. Масляные фильтры всегда держатся на моторе на резьбовом штуцере, поэтому особых сложностей с откручиванием и накручиванием не возникает.

При этом открутить фильтр бывает непросто – для этого и нужен съемник. В домашних условиях опытные автомобилисты иногда используют отвертку: ею протыкают корпус фильтра и используют ее, как рычаг. Перед установкой вы или мастер должен смазать резиновый уплотнитель маслом для повышения герметичности посадки.

Читайте также:  Инициализация робота Тойота Королла

Воздушные пробки

При замене масляных фильтров на двигателях возникает необходимость в устранении воздушных пробок. Появляются они нечасто, но исключать эту возможность нельзя. Устраняется пробка очень просто: нужно немного ослабить фильтром и покрутить стартером коленчатый вал, пока масло не просочится сквозь прокладку. После этого дожмите фильтр и запустите мотор – давление должно нормализоваться, а лампочка на приборке погаснет.

Следует отметить, что при замене масляных фильтров без перепускных клапанов нужно тщательно их осматривать. Если корпус будет вздутым или на нем обнаружатся другие деформации – это признак преувеличения давления масла. Проверьте состояние редукционных клапанов мотора, которые возможно не в порядке.

Регулярная замена масляных фильтров, цена которых не так высока, как ремонт мотора, позволит сохранить двигатель в нормальном рабочем состоянии, поэтому не пренебрегайте этой процедурой и производите ее регулярно!

Зачем надо менять масляный фильтр?

Зачем, спросите, надо менять масляный фильтр, ведь можно просто всего на всего доливать масло, а фильтр, так или иначе, сделает свою работу. И вообще, как думают некоторые, призывы менять масляный фильтр, дело пресловутых маркетинговых кампаний, чтобы посредством увеличения продаж как можно больше вытянуть денег из потребителей. А раз он не развалился – то значит работает!

Мотор — это сердце машины. Он подвержен износу, как ни одна составляющая автомобиля, поэтому заботиться о его здоровье и беречь его обязанность каждого автолюбителя. Дело в том, что масло, прокачиваемое через фильтр, содержит мелкие инородные частицы, которые отнюдь небезопасны для работы двигателя. Если масляной фильтр отслужил свой срок, то подобных примесей оказывается в смазочной жидкости порядком больше. В итоге, масло быстро становится непригодным, а двигатель изнашивается быстрей.

Как правило, фильтр надо менять вместе с маслом, однако в виду того, что состояние фильтра нельзя проверить визуально, автолюбители зачастую пренебрегают его заменой.

Масло загрязняется непрерывно. Фильтр вычищает его от инородных примесей, продлевая, таким образом, срок действия смазочной жидкости. Но вечно он это делать не может. Дело в том, что его работу нельзя измерить по пройденным километрам. Ваш двигатель часто работает в режиме холостого хода, таким образом, вся нагрузка мото-часов приходится на фильтр.

На сегодняшний день в розничной торговле очень богатый выбор масляных фильтров. Если вы не знаете, какой именно фильтр купить для вашего авто, то вам его выберут из каталога, или предложат его более дешевый аналог.

Какой масляный фильтр выбрать?

Фильтры выбирают не по внешней привлекательности. Самым главным является материал, из которого сделан фильтрующий элемент, и вы платите не за бренд, а именно за то, из чего он состоит. Если вы являетесь «агрессивным» автолюбителем, часто пребываете за рулем автомобиля в режиме резких старт/стопов, то вам лучше брать дорогие масляные фильтры. То есть, для быстрого ускорения, быстрой езды и резкого торможения, вам необходимо, чтобы в двигатель подавалось большее количество масла. Элементы таких фильтров состоят из синтетического материала, которые хорошо переносят нагрузки и высокие температуры, позволяя более скорый прогон масла через него. Фильтры же аналогов, в основном состоят из более дешевого — войлочного элемента, который не так быстро может пропускать смазочную жидкость. Такого рода фильтры больше подходят для любителей спокойной и стабильной езды. Таким образом, если вы не приверженец «Тихо едешь – дальше будешь», то не скупитесь на дорогие фильтры.

Фильтр масляный – изучаем диагностику и способ замены

Фильтр масляный – это устройство, в чью функцию входит удаление загрязняющих частиц, смол и других примесей из трансмиссионных, моторных и смазочных масел, а также гидравлических жидкостей, которые необходимы для автоматической коробки переключения передач и гидроусилителя руля. Учитывая ответственность, которая на него ложится, нужно успевать вовремя менять этот компонент авто, об этом и поговорим ниже.

Фильтр масляный – устройство и значение

Фильтры делятся на несколько основных типов: центробежные, механические, гравитационные и магнитные. Нельзя дать однозначный ответ, какой масляный фильтр лучше, главное – не наткнуться на подделку и отдавать предпочтение проверенным фирмам. В основном, эти элементы производятся в виде сменных картриджей, которые изымаются из корпуса и заменяются новыми, но встречаются и одноразовые. Расположены они в двигателе автомобиля, но лучше посмотреть инструкцию по эксплуатации конкретной модели и марки машины, в ней более четко указано место, где находится масляный фильтр.

Читайте также:  Почему потеют стекла в машине в дождь и зимой, и что делать чтобы окна не запотевали

Главными составными частями являются корпус масляного фильтра и перепускной клапан, который отправляет в обход неочищенное масло, прямо в магистраль. Он необходим для того, чтобы зимой моторное масло все равно попадало в двигатель, даже когда оно замерзает, и его плотность становится более высокой. Также такой выход из ситуации применим, когда загрязнен фильтрующий элемент, и смазочный материал не может там просочиться, а от его недостатка мотор может очень скоро выйти из строя.

Сам фильтрующий элемент состоит из пористого материала, это может быть и бумага, и синтетический материал, и картон. В современных одноразовых моделях предусмотрен противодренажный клапан. В его функции входит препятствовать стеканию масла при неработающем движке. В случае, если с этим клапаном что-то не в порядке, после запуска двигателя загорится контрольная лампа, которая дает сигнал о плохом давлении в магистрали, и гореть она будет дольше, чем положено.


Когда нужна замена масляного фильтра – признаки

Признаком того, что необходима замена масляного фильтра, является низкое давление в системе, а это, в свою очередь, приводит к следующим неисправностям:

  • стук коренных подшипников, который обнаруживается, если резко открыть дроссельную заслонку на холостом ходу, причем, чем больше частота вращения коленвала, тем он резче;
  • на холостом ходу можно также услышать и резкий стук шатунных подшипников, звук более резкий, чем с коренными;
  • газораспределительный механизм работает более шумно;
  • двигатель вообще может не заводиться.

Из приведенных признаков можно оценить последствия несвоевременной замены, они могут быть крайне плачевными. Кстати говоря, при пониженном давлении дальнейшая эксплуатация авто вообще запрещена. Поэтому будьте крайне внимательными при выборе нового элемента, так как вряд ли вы сможете провести тест масляных фильтров, определить размер пор, исправен ли аварийный клапан и так далее, а некачественный элемент может привести к выходу из строя «сердца» вашей машины.

Как только вы решили, что будете производить замену, приготовьтесь изучить предложения в магазине. Самое главное – правильно купить новый элемент или подобрать ему аналог. Взаимозаменяемость масляных фильтров можно найти в специальных таблицах или же в каталогах.

Как поменять масляный фильтр – инструкция

Мы готовы поделиться опытом и рассказать, как поменять масляный фильтр, но для этого обязательно понадобится смотровая яма, а также ключи и головка для снятия крышки поддона и самого фильтра, емкость, в которую будет стекать масло. Далее действуем следующим образом. Прогреваем двигатель, откручиваем сливную пробку и спускаем масло, данную процедуру лучше делать в перчатках, дабы не повредить кожу рук, ведь оно будет горячим. Положение фильтра зависит от типа двигателя, в дизельных авто он находится между радиатором и мотором, в бензиновых – возле блока цилиндров, в передней части, а если объем выше 2.0, то фильтр могут разместить сзади блока прямо в корпусе масляного насоса.

Вам понадобится рожковый или накидной ключ для масляного фильтра, чтобы его снять (головку подбирают по размеру болта, иногда может понадобиться аж 27 размер, например, для Freelander). Эту операцию также проделываем крайне аккуратно, так как и внутри может быть горячее масло. Тщательно смазываем резиновую прокладку нового фильтра и устанавливаем его на место старого. Бытует мнение, что перед установкой в фильтр нужно заливать чуть-чуть масла, но будьте внимательны, не во всех моделях это возможно. Иногда он вставляется вверх дном, это значит, что масло тут же вытечет на вас. В этих случаях не бойтесь вставить сухой сменный картридж, он пропитается маслом сразу, как вы включите мотор.

Теперь заливаем масло в камеру и заводим авто. Даем поработать, пока сигнальная лампа, показывающая аварийное давление, не погаснет. В конце хочется заострить внимание, что необходима правильная утилизация масляных фильтров, обычно их собирают либо на СТО, либо в автосервисах. Просто выбросить в мусорное ведро их нельзя. Они легковоспламеняемы и токсичны, а также содержат некоторое количество масла, которое загрязнит окружающую среду, как только вытечет из корпуса или вымоется водой из бумажной кассеты. Если это металлический цельнокорпусный фильтр, то его перерабатывают с целью получения стали, а если сменная гофрированная кассета, то ее утилизируют в зависимости от технологии перерабатывающего предприятия, это может быть сжигание, прессование, нейтрализация и т.д.

Ссылка на основную публикацию
Что такое карданная передачи
Карданная передача – конструкция, пережившая века Издается с 2007 года Главная страница Запчасти, ремонт, сервис Карданная передача – конструкция, пережившая...
Что такое «ФНС»,; ФСС,; ПФР,; ФФОМС,; Росприроднадзор; и другие, и что я им должен Актив Бизнес Кон
Что такое «ФНС»,; ФСС,; ПФР,; ФФОМС,; Росприроднадзор; и другие, и что я им должен Актив Бизнес Кон Что такое «ФНС»,...
Что такое ABS и зачем она нужна
Система ABS (АБС) и ее основные характеристики - Emex Ивантеевка В своих статьях мы уже упоминали такое понятие, как антиблокировочная...
Что такое карпулинг и райдшеринг
Что такое карпулинг, или ищем попутчика в авто Скажи мне, куда ты хочешь поехать, и я скажу, с кем это...
Adblock detector