Что такое EGR и какую роль играет Признаки неисправности с-мы рециркуляции отработавших газов и вари

Клапан EGR Toyota, что это, для чего нужен и принцип работы

В переводе с английского – EGR означает «рециркуляция отработанных газов”. Часть отработанных газов возвращается обратно в цилиндры для окончательного сжигания.

Для чего нужен клапан egr

За счет действия EGR из выпускного коллектора происходит возвращение части отработанных газов во впускной коллектор. Благодаря данной функции значительно уменьшается токсичность выхлопа во время прогрева двигателя, а также при резком ускорении. В этих двух режимах мотор работает на обогащенной топливной смеси.

Система EGR состоит из нескольких частей. Центральная часть – сам клапан. Нередко из-за нарушения герметичности возникает его неисправность. Кроме того, нахождение в постоянном контакте с раскаленными газами тоже не способствует особой долговечности. Вторая часть – это соленоид EGR. Он применяется в системах, где управление клапаном осуществляется пневматически.

Третий элемент системы – датчик положения штока клапана EGR (он же – датчик степени открытия клапана EGR). Случается, что он приходит в неисправность, но особых неприятностей из-за этого не происходит. Разве что засветится лампа неисправности двигателя. Наконец, последняя часть – это блок управления двигателя.

Принцип работы клапана егр

Механизм работы системы базируется на возврате части отработанных газов повторно во впускной коллектор. Данный процесс происходит за определенное время. Затем выпускные газы вновь поступают в двигатель, однако уже со свежей смесью. Все это определяет блок управления, в котором установлена специальная программа.

Система рециркуляции функционирует только тогда, когда двигатель прогревается до пятидесяти-шестидесяти градусов. После того, как двигатель набирает 1000 и более оборотов, система рециркуляции начинает работу и функционирует до увеличения 4000 оборотов.

Система EGR не функционирует при высокой скорости движения автомашины и при разгоне, так как в это время двигатель работает на полной мощности и при этом не требуется снижение концентрации оксида азота в выхлопных газах. Максимально активно система рециркуляции используется при движении автомобиля на скоростях от 50-ти до 120-ти км/ч.

Система рециркуляции позволяет автолюбителю экономить расходуемое топливо. Это достигается за счет обеднения горючей смеси: когда система включается в работу – автоматически запускается определенная программа. Данный процесс функционирования контролируется датчиком кислорода.

Одна из проверенных практикой рекомендаций – это заглушить клапан egr. В этом случае двигатель будет надежно работать и не возникнет каких-либо проблем. Кроме того, желательно, чтобы стрелка тахометра не находилась подолгу в интервале ниже двух тысяч оборотов. Это предохранит впускной коллектор от образования сажи.

Неисправность системы EGR

В любом блоке управления двигателем есть программа стабилизации частоты оборотов. При успешном достижении такой стабилизации повышение скорости приводит к возрастанию давления в выпускном коллекторе. Во впускной коллектор начинает поступать увеличенное количество отработанных газов, которые мало обогащены кислородом. Все это приводит к нестабильности работы самого двигателя.

Причины и признаки неисправности клапана egr

Основных причин неисправностей – две:

  • малый объем выхлопных газов, проходящих через клапан системы рециркуляции;
  • слишком большое количество проходящих через системный клапан выхлопных газов.

В результате неравномерного оседания твердых частиц из выхлопных газов клапан EGR начинает закрываться неплотно. В этом случае его нужно очистить и установить на прежнее место, однако перед этим необходимо освободить каналы от последствий оседания твердых частиц. Если этого не сделать, клапан вновь может засориться.

Восстановление нормальной работы

Изначально система EGR рассчитана на пробег автомобиля не более восьмидесяти – ста тысяч километров. После этого необходима замена всех составляющих систему. В отечественных условиях оптимальна полная замена после 50000 км. Однако на практике подобное далеко не всем по карману. В таком случае можно посоветовать своевременное сервисное обслуживание.

Седло и шток необходимо тщательно очистить для того, чтобы в последующем обеспечить плотное закрытие и беспрепятственность работы. Продающаяся в аэрозольной упаковке специальная жидкость, применяемая для очистки карбюратора, оказывает эффективное действие в данном случае. При этом нельзя допускать попадания этой жидкости на диафрагму.

При наличии соленоида нужно очистить находящийся в нем маленький фильтр. Данное устройство предназначено для защиты вакуумной системы от грязи. После очистки этого фильтра во многих случаях неисправность исчезает.

Нередко автолюбители после сбоя клапана стараются заглушить его. Обычно это делается при помощи прокладки, вырезанной из тонкой жести. При этом не нужно прорезать отверстия для прохода газов. Только в том случае, если шток выступает за посадочную плоскость, обязательно требуется сделать отверстие.

Таким образом, клапан EGR имеет большое значение в процессе нормального функционирования системы рециркуляции.

Работа над ошибками, Р0400. Как сбросить, чистим систему EGR

Ошибка Р0400 возникает, как правило, на двигателях с пробегом более 60-80 тысяч км независимо от марки и модели автомобиля и от типа двигателя — дизельный или бензиновый. По протоколу OBDII диагностический код неисправности (DTC) р0400 обозначает неисправность в системе рециркуляции отработанных газов. Как сбросить ошибку, почему выбивает код р0400 и как устранить поломку, будем разбираться прямо сейчас.

Код ошибки Р0400. Что обозначает, расшифровка

Код неисправности Р0400 на Форд Фокус 2, Мазда3, Сузуки Витара, Опель Вектра, Зафира, Шевроле Лачетти и многих других автомобилях обозначает только одно — система рециркуляции отработанных газов неисправна

Читайте также:  Как залудить провод без канифоли; Лабуда

Особенность этой ошибки в том, что сбросить её обычным методом не получится. То есть, если мы снимаем клемму с аккумулятора и через пять минут установим её на место, ошибка не пропадёт. Официальная расшифровка кода ошибки Р0400 — неисправность системы рециркуляции отработанных газов (Exhaust Gas Recirculation), а основным регулирующим устройством в системе является клапан EGR. Любая из ошибок Р040х связана с этой системой:

  • Р0400 — общая ошибка системы рециркуляции;
  • Р0401 — слишком низкий расход в системе;
  • Р0402 — слишком высокий расход газов в системе;
  • Р0403 — общая ошибка;
  • Р0404 — датчик системы рециркуляции сбит или не отрегулирован;
  • Р0405-0406 — низкий/высокий показатель датчика А;
  • Р0407-0408 — низкий/высокий показатель датчика В.

Следовательно, любой из диагностических кодов неисправности Р040х может говорить о том, что необходимо чистить систему рециркуляции.

Код ошибки Р0400: как сбросить

Система EGR не отличается особой сложностью, но довольно часто приносит неприятности водителям. Вплоть до того, что многие решаются на полное отключение системы рециркуляции. А зря

Сейчас рассмотрим общие принципы работы системы рециркуляции (EGR) и выясним самые проблемные её участки, которые влияют на работу двигателя. Задача системы EGR вполне понятна — часть отработанных газов отправляется обратно в двигатель. Это делается для того, чтобы снизить в выхлопе долю вредного оксида азота.

Ситуация такая же, как и с катализатором — выхлопные газы проходят через датчик А, после чего проходят через дозирующий и распределяющий клапан EGR. Клапан отправляет часть газов обратно в двигатель, а остальные пропускает на катализатор для дальнейшего контроля.

Следовательно, система работает в довольно вредных условиях, при высокой температуре и с грязными газами, которые вызывают отложения нагара на стенках системы, на датчиках и на клапане EGR. Вот именно в этот момент мы и наблюдаем ошибку Р0400 — стоит одному датчику покрыться нагаром, стоит клапану потерять подвижность, стоит хотя бы немного уменьшить диаметр выпускного коллектора из-за нагара — ЭСУД моментально оповестит нас об ошибке системы рециркуляции. Хорошо, если код ошибки будет выглядеть Р0401 — Р0408, тогда более-менее понятно, какой элемент пострадал от сажи или нагара. Общие коды ошибок, Р0400 и Р0403, заставят нас чистить чуть ли не всю систему рециркуляции:

  • в первую очередь под подозрение попадает клапан EGR;
  • датчики системы рециркуляции, они выходят из строя очень редко;
  • каналы и трубки системы EGR;
  • датчик положения клапана EGR;
  • дроссельная заслонка.

Где находится клапан EGR

В первую очередь, если выбило ошибку Р0400, стоит проверить сам клапан EGR, но для этого его нужно отыскать под капотом. В разных автомобилях его расположение может быть разным

В зависимости от модели двигателя, клапан EGR может находиться в разных точках, но обязательное условие — он соединяется трубкой или каналом с выпускным коллектором:

  1. На Форд Фокус он находится за дроссельной заслонкой.
  2. В двигателях Шевроле Лачетти клапан стоит сразу за модулем зажигания.
  3. На Опелях Астра G и H клапан EGR расположен возле левого (по ходу движения) угла пластиковой крышки двигателя.
  4. На Опелях Омега он расположен прямо под дроссельной заслонкой.

Словом, при желании можно узнать, где находится клапан ЕГР на любом двигателе, бензиновом или дизельном — главное найти выпускной коллектор и проследить куда идёт вакуумная трубка.

Как почистить систему клапан EGR и сбросить ошибку Р0400

Клапаны EGR бывают нескольких видов и конструктивно отличаются — для двигателей, отвечающих нормам Евро 2 и 3, а также для моторов с нормами экологичности Евро 4 и 5

Действительно, универсального рецепта очистки клапана ЕГР нет. Способ очистки и возможность очистки в принципе, зависят от конструкции клапана. Более старые двигатели с нормами экологичности Евро 2 и 3 оборудованы механическими вакуумными клапанами EGR. Более современные двигатели с нормами выброса Евро 4 и выше используют электронные клапаны системы рециркуляции с системой соленоидов для управления заслонкой клапана.

Клапан ЕГР Форд Фокус 2

Для каждого клапана существует свой алгоритм очистки, а некоторые просто неразборные и подлежат замене. На сайте есть и будут появляться решения по очистке системы EGR и клапанов в частности по каждому конкретному двигателю, поэтому сегодня мы не ставим цель рассмотреть все существующие двигатели в одном обзоре. Толку от этого было бы мало. Тем не менее, при возникновении ошибки Р0400 будет понятно, что дело, скорее всего, в клапане и его нужно чистить или менять.

Очистка системы EGR Suzuki Liana

Впрочем, сама структура системы рециркуляции имеет общие черты у всех двигателей, поэтому очистка системы может проводиться на любом моторе. Для этого пригодится металлический трос и большой баллон проникающей смазки или жидкости для очистки карбюраторов (ABRO CC-220), что предпочтительнее.

Для очистки системы EGR нам придётся снять дроссельную заслонку, оценив её состояние, найти каналы и трубки, которые идут к клапану EGR, щедро забрызгать внутреннее пространство системы рециркуляции карбклинером и с помощью металлического троса аккуратно удалить нагар из системы. После этих операций, очистки и промывки системы EGR, ошибка Р0400 больше беспокоить не будет.

Что такое клапан EGR? Конструкция, неисправности, способы починки.

Система ЕГР (EGR) является одним из методов борьбы с выбросом вредных веществ в атмосферу. Некоторые автомобилисты даже не догадываются о её существовании, тогда как клапан EGR сегодня интегрирован в большую часть современных автомобилей.

Зачем нужна EGR-система?

Самыми опасными для окружающей среды являются такие составляющие выхлопных газов машин:

  • углеводород;
  • оксид углерода;
  • оксид азота.

Две первые составляющие из списка весьма эффективно отсеивает система каталитической нейтрализации, но третий компонент перерабатывается данным механизмом недостаточно. Чтобы уменьшить выброс в атмосферу токсичного оксида азота, автоинженерами было реализовано средство рециркуляции выхлопных газов (Exhaust_Gas_Recirculation, сокращённо EGR).

ЕГР-клапан не улучшает технических показателей мотора. Его устанавливают, руководствуясь исключительно экологическими соображениями. Система активируется лишь на средних оборотах, отключаясь при прочих режимах.

Рассматриваемый вариант рециркуляции не встречается на бензиновых турбодвигателях, так как моторы с турбонаддувом имеют небольшие показатели спектра рабочих диапазонов.

Устройство и принцип работы

ЕГР-клапан применяется в дизельных и бензиновых двигателях внутреннего сгорания. Действие описываемого средства основано на том, что при определённом режиме работы мотора во впускной коллектор подаётся некоторая доля отработанного газа, смешанная с воздухом.

Повышенные уровни оксидов азота в выбросе двигателя генерируются за счёт высокой температуры внутри камеры сгорания. Как известно, кислород — мощный катализатор процесса горения. И чем последнего больше, тем выше температура при воспламенении.

Смешивание выхлопных газов с воздухом приводит к существенному снижению в нём содержания кислорода. Следовательно, уменьшаются как температура горения, так и токсичность ядовитых паров, выбрасываемых в атмосферу.

Конструкция и принцип работы рециркулирующего клапана зависят от типа мотора. В дизельном двигателе он открыт при холостом ходе, подавая до половины воздушного объёма на впуске. С увеличением оборотов он закрывается больше или меньше в зависимости от нагрузки. На максимальных оборотах клапан полностью перекрыт.

Во время прогрева двигателя система также не задействована. При минимальных и средних оборотах клапан обеспечивает от 5 до 10 процентов поступающей на впуск воздушной массы.

Минусы и плюсы.

Помимо улучшенных экологических показателей со снижением выброса оксида азота в окружающую среду до 50 процентов, система ЕГР обладает побочными положительными эффектами:

  • в бензиновом двигателе выхлопные газы во впускном коллекторе снижают разряжение, уменьшают потери и способствуют небольшой экономии топлива (от 1 до 3 процентов);
  • понижение температуры при работе системы рециркуляции в моторах на бензине уменьшает опасность появления детонации;
  • работа дизельных двигателей становится более мягкой;
  • сажевый выхлоп снижается на 8-10 процентов.

С другой стороны, средство рециркуляции выхлопных газов в автомобиле — весьма капризный элемент. Если используется некачественное топливо, клапан, впускная система и установленный в ней датчик покрываются нагаром. Результат — нестабильное функционирование мотора. Кроме того, система ЕГР — дорогостоящий компонент автомобиля.

Неисправности клапана EGR.

Неполадки с системой рециркуляции характеризуются различными симптомами. Ниже перечислены основные признаки, указывающие на возможные проблемы с клапаном ЕГР:

  • разгоняясь, машина движется рывками;
  • на холостых оборотах присутствует вибрация;
  • двигатель теряет мощность;
  • горит значок аварийного софта управления мотором «Check Engine»;
  • выхлопные газы имеют повышенный уровень содержания оксидов азота;
  • выхлоп окрашен в чёрный цвет;
  • имеет место высокий расход бензина или дизтоплива.

Поломка рециркуляционной системы может быть обусловлена многими причинами. Наиболее распространённые из них описаны ниже.

Заклинил механизм клапана.

Наиболее частой причиной неработоспособности ЕГР-клапана является заклинивание его механической части. Такое случается, когда он открыт или закрыт, в зависимости от конкретной ситуации:

  • в первом случае заклинивание обычно приводит к тому, что отработанные пары спустя какое-то время попадают в цилиндр со всеми вытекающими последствиями;
  • во втором — опасность в виде выброса вредных веществ грозит окружающей среде, но автомобиль пострадать не должен.

Виновником заклинивания механической части клапана обычно является оседающая на детали сажа — неотъемлемый спутник продуктов сгорания бензина и дизтоплива. По этой причине во избежание заклинивания механизма следите за качеством используемого в машине топлива и вовремя меняйте масло. Заправляйте автомобиль на крупных заправках известных брендов-поставщиков и избегайте неизвестных станций.

Механическая часть клапана ЕГР имеет срок эксплуатации с диапазоном от 150 до 180 тысяч километров пробега. Данные цифры верны лишь при условиях надлежащего ухода и функционирования узла в тандеме с мотором, работающим на качественном топливе.

Неисправный двигатель.

Виновником поломки рециркуляционной системы может являться двигатель. Среди наиболее распространённых неполадок мотора, потенциально ответственных за выход из строя ЕГР-клапана:

  • несвоевременная замена воздушного фильтра;
  • залегание колец поршня.

При выходе из строя блока рециркуляции и подозрении на неисправность мотора, в первую очередь проведите диагностику двигателя внутреннего сгорания. Устраните обнаруженные неполадки, после чего приступите к ремонту (замене) рециркулирующего клапана.

Физический износ.

Отработав определённый срок, система рециркуляции выхлопных газов может выйти из строя в силу своего физического старения. Скорость изнашивания узла прямо пропорциональна количеству осевшей на нём сажи.

Скапливающиеся на устройстве частицы — нормальное явление, так как копоть при горении образуется в любом случае, при этом количество оксидов азота повышается с ростом температуры, а объём частиц сажи растёт при снижении последней.

Чтобы достичь золотой середины, инженеры двигателей внутреннего сгорания вынуждены идти на различного рода технические ухищрения при конструировании систем ЕГР. Однако избежать проблемы изнашивания EGR-клапана из-за воздействия на него весьма агрессивного сажевого налёта пока не удалось.

Нарушена герметичность.

Нарушение герметичности рециркулирующей системы автомобиля грозит выходом из строя как самого клапана ЕГР, так и других узлов двигателя. Хуже всего то, что воздух, попадающий в блок, программа управления двигателем не видит. Водитель долгое время может оставаться в неведении касательно наличия данной неисправности.

Неполадки с электроникой.

Неисправности электронной части автомобиля также способны вывести ЕГР-клапан из строя. Обычно проблемы возникают при разрыве цепей питания электронных компонентов. Иногда в неполадках виновен датчик положения клапана.

Диагностика и ремонт.

При подозрении на неисправность клапана EGR проводят диагностирование и ремонт этого важного узла автомобиля. Осуществляется процедура как в специализированном сервисе, так и своими силами. Последнее требует наличия соответствующих знаний и опыта.

Диагностика и замена клапана.

Наиболее правильным действием при поломке клапана рециркулирующей системы двигателя автомобиля является его замена в специализированном сервисе. Сама деталь и услуга по её замене достаточно дорогостоящие.

Если ЕГР-клапан перестал работать значительно раньше заявленного производителем срока службы, вероятно, с техническим состоянием мотора вашего авто не всё в порядке. Установив новый клапан, обязательно дополнительно проведите полное диагностирование двигателя.

Заглушение и отключение системы механически и программно.

Самым распространённым и бюджетным вариантом решения проблемы с клапаном EGR является его отключение. Сделать это можно как механическим способом, так и программно.

Использование первого способа подразумевает механическое заглушение системы. Осуществляют это с помощью специальных металлических элементов толщиной 2-4 мм.

Для изготовления заглушек применяется высококачественная сталь. Если использовать металл невысокого качества, изготовленный из него заглушающий элемент довольно быстро прогорает.

Заглушение программным методом рекомендуется, если по каким-то причинам не удаётся реализовать первый способ. Для этого подаётся команда на закрытие ЕГР-клапана блоку управления, и действие сохраняется.

Программный способ отключения ЕГР-клапана состоит в поиске и удалении программных компонентов прошивки электронного управления машиной, связанных с рециркулирующей системой. С данной задачей лучше отправиться к опытному специалисту в проверенный сервисный центр.

Можно ли эксплуатировать авто с неисправным клапаном EGR?

Кратковременные признаки неисправности системы рециркуляции выхлопных газов не грозят масштабными последствиями, однако игнорировать их не стоит. Обратитесь в сервисный центр за консультацией, если наблюдаете симптомы, указанные выше.

Если же двигатель начинает функционировать в аварийном режиме, без промедления выдвигайтесь в техцентр на компьютерную диагностику. Эксплуатировать машину в таком техническом состоянии не рекомендуется.

Удаление ЕГР-системы и возможные последствия.

Время эксплуатации ЕГР-системы ограничено её сроком службы. Необходимость замены клапана является основной причиной отказа многих водителей от его использования. Среди других причин удаления клапана EGR:

  • дорогостоящие ремонт и обслуживание узла;
  • сложность технического обслуживания;
  • риск поломки ещё более дорогих деталей двигателя при неправильной работе (поломке) рециркуляционной системы;
  • на работу мотора удаление ЕГР-клапана никак не влияет.

Неполадки рециркуляционной системы чаще всего связаны с качеством топлива. Эксплуатируя машину с использованием дизеля или бензина низкой очистки с высоким процентом серы и присадок, водителям приходится заезжать в сервис для профилактики и чистки нагара до 1-2 раз в год. Для автолюбителя в данной ситуации проще избавиться от устройства, вызывающего столь много головной боли.

Некоторыми автовладельцами практикуется самостоятельное отключение системы на физическом уровне с использованием специальных (закрывающих отверстия клапана) прокладок. Однако такой метод полноценно подходит лишь старым дизельным авто с пневмомеханическим приводом.

В современной технике с электропневматической или электронной схемой управления наряду с установкой прокладки дополнительно удаляют клапан и выполняют программное отключение блока.

К несомненным плюсам удаления устройства рециркуляции выхлопных газов относят следующие моменты:

  • не загрязняется впускной коллектор;
  • снижается дымность выхлопа;
  • увеличивается мощность на средних оборотах;
  • пропадает необходимость обслуживания и замены дорогостоящих комплектующих;
  • появляется возможность снятия ограничения мощности двигателя.

Минусы:

  • возрастает температура воспламенения горючего;
  • увеличивается содержание оксида азота в выхлопных газах.

Последствия отказа от EGR-клапана:

  • появляется детонация на определённых скоростях;
  • повышается расход масла;
  • есть риск образования микроповреждений в головке блока цилиндров.

Стоимость ремонта.

Сегодня на автомобильном рынке клапаны ЕГР представлены в широком ценовом диапазоне. Как и в случае с другими автопродуктами, их стоимость колеблется в зависимости от марки машины и бренда производителя детали. Наиболее известные производители систем рециркуляции газов в авто:

  • Pierburg;
  • Valeo;
  • Delphi;
  • Stellox.

Разброс цен на ЕГР-клапаны невероятно большой. В Российской Федерации их стоимость колеблется от 3 до 17 тысяч рублей в бюджетном и среднем сегментах и достигает 75-100 тысяч рублей на топовые модели.

Стоимость ремонта (замены) детали также находится в прямой зависимости от модели и уровня авто. Работа специалистов технических центров оценивается в зависимости от потраченного времени, типа двигателя и марки машины. К примеру, в Москве стоимость услуги составляет от 650 до 7 000 рублей.

Система рециркуляции выхлопных газов в автомобиле — нужная и полезная вещь в основном с экологической точки зрения. Её правильное отключение и даже полное удаление не вызывает никаких проблем в работе двигателя. Более того, без ЕГР-клапана увеличивается мощность мотора, отпадает необходимость дорогостоящего обслуживания и замены узла в случае его поломки.

Заключение.

На этом у меня сегодня все. Я надеюсь, что статья полностью раскрыла тему о том что такое клапан ЕГР и для чего он нужен.

Если у вас остались вопроы, или вы хотите дополнить статью — пишите в комментарии.

Ссылка на основную публикацию
Что такое «ФНС»,; ФСС,; ПФР,; ФФОМС,; Росприроднадзор; и другие, и что я им должен Актив Бизнес Кон
Что такое «ФНС»,; ФСС,; ПФР,; ФФОМС,; Росприроднадзор; и другие, и что я им должен Актив Бизнес Кон Что такое «ФНС»,...
Что нужно знать для пересечения границы Финляндии на автомобиле
Как проходить границу на автомобиле - что нужно знать - всё о Финляндии Как проходить границу на автомобиле — что...
Что нужно знать о поршневых кольцах ВАЗ; АВТОМАСТЕРСКАЯ
Компрессионные и маслосъемные кольца конструкции, неисправности, технология установки Поршневые кольца: что это и сколько их Совокупно с поставленными требованиями справляются...
Что такое ABS и зачем она нужна
Система ABS (АБС) и ее основные характеристики - Emex Ивантеевка В своих статьях мы уже упоминали такое понятие, как антиблокировочная...
Adblock detector