Автобусы Богдан, о которых мало кто знает
В мае 1998 года с конвейера завода в Черкассах сошел первый автобус марки «Богдан» – машина малого класса А091 на 45 пассажиров. Впоследствии он станет самой массовой маршруткой в Украине. Рекордным по выпуску стал 2008 год, когда изготовили 3776 машин. Всего же за 20 лет изготовлено 18 781 автобусов и троллейбусов марки «Богдан».
А теперь расскажем о малоизвестных автобусах «Богдан».
Предсерийный А091 «Богдан»
Предсерийный А091 «Богдан», показанный на автосалоне SIA в 1999 году. Отличался отсутствием водительской двери.
А062 «Богдан»– автобус малого класса, длиной 6,35 м с салоном на 34 пассажира (мест для сидения – 17). Был показан на выставке SIA-2003, но в серию так и не пошел.
А231 «Богдан» – трехосный 15-метровый низкопольный автобус, с салоном на 163 пассажиров (мест для сидения 41) и двигателем СМД в 278 л.с. (Евро 2). Впервые показан в 2003 году. Выпущено всего 8 единиц
Высокопалубник А145 «Богдан»
Туристический высокопалубник А145 «Богдан» – длиной 9,6 м и салоном на 39 мест. Мотор – дизель, 8,2 л в 200 л.с. Был презентован на SIA 2004, но в серию не пошел.
Еще один туристический высокопалубный автобус А100 «Богдан», длиной 8,7 м и салоном на 34 места, с багажными отсеками 6 кубометров. Двигатель – Isuzu – 4,7 л (146 л.с.). Презентованный в декабре 2005 года. Выпущен в единственном экземпляре.
АX071 “Богдан” – специализированный школьный автобус на базе грузовика ЗИЛ-5301 “Бычок”. Выпущено 30 штук..
А067 «Богдан» – автобус малого класса на базе грузовика Foton, с салоном на 32 человека (мест для сидения – 18) и дизелем в 3,7 л. Выпускался с декабря 2004 года – изготовлен 51 автобус.
С092Т2 «Богдан» – специальный грузопассажирский автобус на базе автобуса А092. Был презентован осенью 2009 года, но в серию так и не пошел.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Автобусы «Богдан»
Александр Говоруха .
В мае корпорация «Богдан» отметила 20-летие с момента выпуска первого автобуса своей марки. На предприятии посчитали, что за 20 лет с конвейеров сошли 18 781 автобус, троллейбус и электробус. Сейчас трудно представить, что в 1998 г. было выпущено всего 3 автобуса, в то время как сегодня мощности корпорации позволяют изготовлять до 6000 машин.
Свою историю «Черкасский автобус» ведёт с 1964 года, когда было организовано предприятие по комплексному обслуживанию автобусного парка и ремонта автобусов ПАЗ. За все годы было отремонтировано свыше 25 тыс. машин. После этого предприятие в 1972–1993 гг. начало выпуск войсковых комплексов ГО-14, которых собрали 1200 единиц. Возврат к автомбильной теме возник в 1992 году, когда предприятие начало переоборудовать «каблучки» ИЖ-2715 в грузопассажирские фургоны. После приватизации в 1994-м завод ждало перепрофилирование, результатом которого стало переоборудование в 1996–2001 гг. более 1000 фургонов «ГАЗель» в пассажирские версии и кареты «скорой помощи».
Первые собственные
В начале 1998 года был разработан первый городской автобус малого класса «Богдан А-091». Проектные работы выполнили конструкторы и инженеры львовского ВАТ (ОАО) «Укравтобуспром» – преемника Всесоюзного института автобусо-троллейбусостроения, чей полувековой юбилей отмечался три года назад.
Уже в мае 1998 г. с конвейера завода в Черкассах сошёл первый автобус малого класса «Богдан А-091» на 45 пассажиров на шасси Isuzu NQR71P с двигателем Isuzu 4HG1. Однако его премьера состоялась лишь 24 июня 1999 г. на выставке SIA-99 «Автотехсервис». Впоследствии он стал самой массовой маршруткой на Украине. Одновременно в начале нулевых завод выпускал автофургоны ФА-101 на шасси ГАЗ-3307, аварийные мастерские АМГ-1 на шасси КрАЗ, фургоны и жёсткие тенты для «ГАЗелей», УАЗов, ИЖей и ВИС-2345.
Читайте также:
Автобус ПАЗ — 85 лет
Украинский электрический грузовик Benke E RCV27 для европейцев
На уровне эксперимента
Стоит отметить, что кроме широко известных автобусов и маршруток на «Богдане» были очень интересные опытные и мелкосерийные разработки. Чтобы понять, насколько эти машины уникальны, достаточно привести в пример представленный в феврале 2003 года «Богдан А-092» среднего класса. Это самая лучшая экспортная модель, которую не только продавали в Россию и Грузию сотнями штук, но и выпускали в Белоруссии с 2005 года под именем «Радзимич А092» на Гомельском авторемонтном заводе.
Автобус Богдан и его многогранные варианты
Принципиально новый автобус Богдан отвечает всем требованиям, которые предъявляются к общественно-городскому транспорту и по настоящий день. Именно с 2000 года автобус Богдан берет свое начало, когда был произведен первый экземпляр на предприятии «Черкасский автобус».
Отличная комбинация высококачественных, как отечественных, так и импортных запчастей на выходе образует современную машину, специально подготовленную к городу.
Технические характеристики
Так как в автобусе установлен двигатель японской марки Isuzu, в полной версии названия перед словом Bogdan упоминается маркировка. Если задний и передний мост, а также карданный вал и коробка передач установлены от японского производителя, то пневматические детали из Италии.
Для удобной работы водителя установлен гидроусилитель руля. Рулевая колонка с регулировкой по высоте и уровню наклона. Заднеприводный автобус оснащен 6-ступенчатой коробкой передач. Колесная формула транспорта 4х2.
Двухконтурная тормозная система: рабочая и механическая стояночная, которая приводится в действие при помощи трансмиссии.
Система антиблокировки колес под названием ABS 1 для отличной устойчивости и управляемости автобуса. Благодаря этому, для максимального удобства водителя и пассажиров автобусы Богдан прекрасно маневрируют.
Монолитный сварной кузов говорит сам за себя – жесткость, прочность и долговечность конструкции. Отопительная система, которая включает в себя автономный подогреватель Webasto и радиаторные отопители, считается классической для подобных машин. Пол выполнен из водостойкой фанеры с мягким настилом автомобильного линолеума.
Максимальная скорость, которую может развить автобус Богдан, составляет 105 км/час. При максимальной загрузке автобус может достичь скорости до 60 км/час всего за 35 секунд. Причем средний расход топлива при стабильной езде 60 километров в час из расчета л/100 км получается около 16 литров. В ритме города получается 24 литра.
Внешние особенности серии автобусов Богдан
Внешняя часть выполнена из стеклопластика, рулонной и оцинкованной стали. Основное предназначение этой части – безопасность и дизайнерское оформление.
Заднее окно и боковые состоят из основы – закаленного стекла. В ветровое окно вставлено трехслойное антирефлексное стекло с резиновым профилем по типу «Триплекс». За счет матовой поверхности риск ослепления водителя полностью исключен.
Два люка на крыше автобуса. Естественная система вентиляции – через люки и раздвижные форточки.
А что внутри салона
Обивка внутренней части изготовлена из древесного волокна, а именно из твердой плиты и из пластика. Синтетические маты между обивкой и облицовкой создают приличный слой термической и шумоизоляции.
Для входа или выхода пассажиров у каждого транспорта (неважно какого года выпуска) имеется две одностворчатые двери с пневмоприводом, а внутри пониженный уровень пола.
Полумягкие сиденья с металлическим каркасом как раз подходят для городских перемещений. Материалы обивки отвечают стандартам о пожарной безопасности – их легко мыть. Приличное количество поручней и перегородок позволяет удобно разместиться стоящим пассажирам.
Сходства и отличия разных модификаций
Пригородный автобус, как правило, имеет больше посадочных мест (от 27), городской – несколько меньше (от 16). Ниже приведены сначала пригородные, затем городские — яркие доказательства богатого модельного ряда.
В зависимости от целей и нужд людей выпускаются следующие модели:
Школьный автобус Богдан А-3017 малого класса укомплектован дизелем с турбонаддувом и мощностью 121 лошадиных сил со стандартом «Евро-2». Здесь установлена 4МКПП. Длина, ширина и высота транспортного средства в миллиметрах – 7970, 2310 и 2900. Общее число мест – 21. Пригородный экземпляр А-09212 ничем особо не отличался. Разве небольшими отклонениями в габаритах и количеством посадочных мест — 26.
Туристический Автобус Богдан А-40160 среднего класса также оснащен дизельным двигателем с турбонаддувом. Однако мощность здесь побольше – 174 лошадиных силы со стандартом «Евро-3». 5-ступенчатая МКПП. Длина, ширина и высота в миллиметрах – 8150, 2380 и 3400. 30 посадочных мест.
Пригородный А-1452 среднего класса отличается дизельным двигателем с турбонаддувом, который обладает функцией промежуточного охлаждения и располагается сзади автобуса продольно. 6-цилиндровый рядный двигатель идет по стандарту «Евро-2». Заявленная мощность 227 лошадиных сил. 7МКПП. Длина, ширина и высота в миллиметрах – 9880, 2500 и 2960. 39 посадочных мест.
А-092 при мощности двигателя в 145 лошадиных сил обладает 6 ступенчатой коробкой передач и небольшими габаритами, за счет чего может развивать скорость до 120 километров в час. Его длина, ширина и высота в миллиметрах – 7420, 2300 и 2740. В салоне всего 15 сидений для пассажиров.
Особо большой представитель А-231 для езды по городу (43+1 посадочное место) обладает следующими габаритами:
В длину, мм | 14560 |
В ширину, мм | 2500 |
В высоту, мм | 2900 |
Городской А-1445 среднего класса обладает похожими особенностями, как и А-1452, но посадочных мест всего 31. А-1443 отличается лишь 6-ступенчатой коробкой передач и мощностью двигателя 200 лошадиных сил по стандарту «Евро-1».
Заключение
Рассматривая характеристики многочисленных комплектаций сложно не заметить, что все они отличаются количеством посадочных мест и параметрами двигателя. Примечательно, что желанию заказчика в модель можно устанавливать дополнительное оборудование.
Японское качество по-прежнему на высоте. Надежность и долговечность являются следствием работы талантливых конструкторов, подбора ими качественных комплектующих и сборки на высшем уровне. Отличная выносливость и маневренность послужили определяющими особенностями в пользу выбора этого транспорта.
И по настоящее время ведется производство автобусов Богдан. С каждым разом конструкция становится все лучше и лучше.